Тромбон: прошедший сквозь века

Тромбон относится к классу медных духовых музыкальных инструментов кулисного типа басово-тенорового регистра. Кулисный означает, что звукоизвлечение у тромбона осуществляется с помощью специальной кулисы – U-образной трубки, которая выдвигается и задвигается; в зависимости от ее расположения инструмент способен выдавать разные по высоте звуки. Именно это и составляет основную сложность игры на тромбоне, в отличие от, к примеру, той же трубы, которая регулируется при игре всего лишь несколькими кнопками. Кроме того, другим немаловажным, даже основополагающим параметром игры на этом инструменте кроме положения кулисы является сила подачи воздуха. Поэтому, настоящих тромбонистов по праву можно считать настоящими виртуозами.

По сей день в ученых кругах ведется множество споров по поводу того, когда именно появился этот уникальный сложный инструмент с невероятно мягким, обволакивающим звучанием (что духовым инструментам в принципе не свойственно). Существует версия, что возраст тромбона насчитывает уже более двух тысячелетий – первые упоминания о tuba ductills – «трубе с кулисой» — датируются 7-6 вв. до н. э. Скорее всего, этот инструмент не был тромбоном таким, каким мы видим его сейчас, и тем не менее вполне вероятно, что он является самым прямым предком современного духового кулисного инструмента. Подтверждает эту версию интересная находка на раскопках Помпеи – два бронзовых тромбона с мундштуками из чистого золота. Однако, дальнейшая их судьба остается неизвестной.

Гораздо больше сторонников нашла версия, что родился тромбон аж в 15 веке. Подтверждается она архивными документами с рисунками инструмента, исследовательскими трудами ученых-историков. То, что тромбон в разных областях, и даже странах, имел разные названия, несколько мешает тому, чтобы установить точную дату его появления на свет. Совершенно очевидно, что развитие тромбона происходило постепенно, и начальная идея его зародилась еще в 13 веке, когда все трубы разделились на инструменты высокого и низкого регистра. Также невозможно точно сказать, в какой именно стране первый тромбон был изготовлен – одни исследователи говорят Германия, другие – Северная Италия. Точно так же трудно тем, кто придерживается подобной версии происхождения тромбона определить, какой именно духовой инструмент является его прародителем. Однозначно можно сказать, что произошел он от трубы – об этом говорит само название trombone – большая труба, трубище.

Но какая именно труба имеется в виду? Самое распространенное мнение – что речь идет о кулисной трубе, чьей отличительной чертой был удлиненный мундштук и 25-сантиметровая мундштучная гильза, по которой двигался инструмент в процессе игры. Такое устройство само по себе не очень удобное для музыканта, ибо требует значительных усилий и особой работы губ. Звук у такого инструмента очень часто получался фальшивым, тембрально искаженным. У тромбона же наоборот, движимой частью является сама кулиса, а не инструмент, следовательно, такая технология извлечения звука более прогрессивна, ибо облегчает работу музыканта и не оказывает вредного воздействия на губы.

Но не все соглашаются с тем, что тромбон происходит именно от кулисной трубы. И для этого имеются свои основания. Во-первых, внешнего сходства у этих двух инструментов нет практически никакого нет. Во-вторых, время их появления примерно одинаковое. В-третьих, кулисная труба родом из Франции, а тромбон – итальянец или немец. Получается, что в пользу того, что тромбон происходит от кулисной трубы, говорит только наличие у обоих кулисы, и эволюционное превосходство первого над последней. Вполне возможно, исходя из сказанного выше, что эти два духовых инструмента сосуществовали параллельно, но ввиду своего несовершенства кулисная труба не получила такого широкого распространения, как тромбон, и в принципе не так часто появляется на музыкальной арене.

Тромбон же продолжает оставаться лидером среди инструментов кулисного типа, что совершенно неудивительно: положение рук и губ при игре стабильно, двойная кулиса позволяет получать чистый и правильный по тембру и тональности звук. Есть, правда, у тромбона определенный диапазон звуков, который «выпадает» ввиду его «анатомических особенностей», но эта проблема была решена с помощью квартвентиля – специального приспособления, понижающего все звуки инструмента на кварту. Благодаря всем этим характеристикам тромбон на протяжении всех последующих веков практически не менялся, лишь немного уменьшился раструб, звук стал ощутимо тише и мягче, таким образом, он идеален в качестве аккомпанирующего инструмента для камерного вокалиста или оркестра.

trombone