Топ 10 лучших музыкальных критиков России и СНГ

1 — АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ

Свою первую статью – рецензию на альбом The Beatles – “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”, написал еще в школьные годы. С тех пор начал работу музыкального критика. В семидесятые годы был известен как диджей на московских дискотеках, а позже – как один из гитаристов первого состава группы «Звуки Му». В то же время начинает организовывать концерты ряда советских групп, бывших тогда запрещенными. Аквариум, Кино, Машина Времени, Майка Науменко и многих других. Активно издается в различных самиздатовских журналах.

Получив возможность выезда за пределы СССР, Троицкий много путешествовал пока на несколько лет не осел в городе Амстердаме. В то время он начинал заниматься организаторской деятельностью, выступая в качестве ведущего различных европейских фестивалей. В конце 90-х активно публиковался в ряде изданий. В частности: еженедельник «Новая газета», газета «Moscow Times”. Вел несколько радиопередач, в том числе «FM Достоевский», на радиостанции «Финам FM” и авторскую передачу “Stereo Voodoo» на волнах станции «Радио Maximum”. Долгое время числился преподавателем на журфаке МГУ, однако после конфликтов с руководством покинул пост.

В настоящее время проживает в Таллинне, и продолжает вести свою деятельность. В частности в качестве радиоведущего авторской программы на волнах “Radio Imagine”.

Заслуги: Участвовал в организации концертов множества зарубежных исполнителей – начиная от Sonic Youth, заканчивая Suicide. Активно вел различного рода европейские фестивали, хедлайнерами которых значились самые различные музыканты – от Мика Джаггера до Криса Ри. Помогал в организации первого концерта группы The Rolling Stones, на территории России. Так же, организовывал один из первых в России фестивалей электронной музыки «Бритроника», на котором, среди заявленных участников присутствовали такие музыканты как Aphex Twin и Banco De Gaia. С 1995 по 1996 занимал пост главного редактора журнала «Playboy” в России. А в начале 2000х издал (сначала в Великобритании) книгу «Назад в СССР» — описывающую историю и становление Советского рока. В последующие годы, активно издавал различные сборники своих статей, содержащие материалы, опубликованные в различных самиздатовских журналах, а так же несколько архивных интервью – в частности с группой U2, опубликованное в сборнике статей «Гремучие скелеты в шкафу. В двух томах».

2 — АЛЕКСАНДР КУШНИР

Начал свою деятельность еще в средней школе, где работал учителем математики, с нескольких лекций о истории рока в СССР. После чего активно занялся музыкальной журналистикой – сначала став известным как организатор концертов и фестивалей, в том числе и культового «Maxidrom”, а после – как автор ряда книг. В 90-е года занимался поддержкой таких исполнителей как «Мумий Тролль», «Земфира», «Танцы Минус». Работал журналистом в ряде изданий, таких как: ОМ, Fuzz, ELLE, Harper’s Bazaar, Moscow Times, «Московская Правда» и многими другими. Основатель и генеральный директор PR-агенства «Кушнир Продакшн».

В данный момент читает лекции по курсу «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» в бизнес-школе RMA.

Заслуги: Издал множество различных книг, по истории как советской так и российской музыки. В числе которых: «100 магнитоальбомов советского рока», «Хедлайнеры», «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока», а так же, вышедшая недавно «Кормильцев. Космос как воспоминание.» Интервьюировал таких известных деятелей музыкальной индустрии как: Артемия Троицкого, Бориса Гребенщекова, Александра Липницкого, Сергея Летова и многих других. Так же, Александр Кушнир стал первым московским журналистом сделавшим интервью с коллективом «Ленинград».

3 — АНДРЕЙ БУХАРИН

Начал свою карьеру с «увлечения группой The Rolling Stones”. По собственному утверждению слушал «правильную музыку» с 70-х годов». Первые публикации Андрея появились в прессе в 90х годах, после чего он начал сотрудничество с рядом СМИ, среди которых: Газета «Сегодня», Радио Maximum, журнал «Rolling Stone” и “Наше Радио».

В настоящий момент преподает на факультете журналистики МГУ, где читает лекции по истории популярной музыки.

Заслуги: Известен, как один из учредителей культового молодежного журнала «ОМ», удостоенного рядом престижных премий. Помимо всего прочего, журнал, как и сам Бухарин участвовал в становлении таких общеизвестных российских исполнителей как Земфира, Мумий Тролль, Tequilajazzz, БИ-2, Сплин и многих других.
В 2008-году опубликовал сборник своих статей и интервью – «Танцы со звездами», в котором подробно описал опыт общения с такими деятелями индустрии как Марком Алмондом, Малкольмом Маклареном, и многими другими. В 2017-году представил курс лекций по «Истории популярной музыки», совместно с музеем С.С.Прокофьева.

4 — АНДРЕЙ БУРЛАКА

В 80е годы руководил отделом рекламы и информации в Ленинградском рок-клубе, а так же занимал пост исполнительного продюсера в ленинградском отделении всесоюзной фирмы «Мелодия». После чего продолжительное время работал в «Театре ДДТ».  Так же, некоторый период занимал пост исполнительного продюсера издательской фирмы RGM Records. С 2001 года занимает пост главного редактора сайта rock-n-roll.ru

Заслуги: Является со-основателем и бывшим редактором самиздатовского журнала «РИО», бывшим одним из лучших музыкальных изданий в СССР. С конце 90х, занимался составлением и систематизацией различных изданий о советском роке, энциклопедического характера. Под его редакцией вышли такие энциклопедии как «Кто есть кто в советском роке», «Энциклопедия российской поп- и рок- музыки» и «Рок-энциклопедия: популярная музыка в Ленинграде – Петербурге». Является видным деятелем русского рока и его популяризатором на советском и постсоветском пространстве.

5 — АЛЕКСЕЙ КАЛАЧЕВ

Свою карьеру, будущий «Доктор Блюз», начал в 80-х годах, когда выпустил в эфир серию радиопередач посвященных творчеству таких именитых блюзменов как Би Би Кинг, Мадди Уотерс и Джон Мейолл.  С 1994 года, начал вести ночную программу «Доктор Блюз», которую можно услышать и сейчас – на волнах «Радио России».

За двадцать лет трансляции передачи «Доктор Блюз», Алексей Калачев, провел больше тысячи радиоэфиров.

Заслуги: Является автором двух аудиокниг посвященных творчеству культового блюзмена – Роберта Джонсона, а так же, одной аудиокниги посвященной избранному творчеству Эрика Клэптона. Основатель сетевого журнала «BluesNews.ru”,а так же «Фан клуба программы «Доктор Блюз», тем самым предоставив творческий простор для множества блюзовых исполнителей в России.

6 — ДАВИД БЛУВШТЕЙН

Начал карьеру в качестве диджея, на дискотеках физиков Вильнюсского университета. С конца 70-х занимался организацией концертов полу-легальных концертов. Совместно с различными фирмами , организовывал концерты таких исполнителей как Sonic Youth, The Sugarcubes, Legendary Pink Dots , New Model Army , Bill Wyman’s Rhythm Kings , а так же ряда звезд советской эстрады. Со-учередитель Вильнюсского «Клуба молодежной музыки», а так же нескольких фестивалей, таких как: Rock Forum, Vilnius Rock, Vilnius Jazz и многих других. Карьеру преподавателя начал 20 лет назад – с курса лекций по «Истории популярной музыки», в Вильнюсской консерватории( ныне – музыкальной академии ). Так же, преподает в технологическом университете, готовя будущих концертных и театральных инженеров.

Заслуги: Участвовал в открытии легенды арт-рок сцены – группы Antis. Является одним из учередителей фирмы Zona Records, издававшей и организовывавшей концерты множества исполнителей. Среди продукции фирмы – лицензионные виниловые издания коллективов Joy Division, Happy Mondays, Dead Can Dance, The Pixies, Lush и многих других.
Помимо всего прочего, известен как соавтор книг «История джаза», и «Арифметика искусства: культурный менеджмент в Литве».

7 — БОРИС БАРАБАНОВ

Карьеру критика начал с 1997 года – когда, впервые появился в качестве ведущего на таких московских радиостанциях как «Радио Maximum” и «Наше Радио». После чего активно работал в сфере пиара. Сначала как PR-менеджер таких исполнителей как Земфира и Billy’s Band, а затем как директор инфо-службы «Наше Радио». Публиковался в ряде печатных изданий, таких как: «Афиша», Rolling Stone, ОМ и многие другие.

В данный момент является постоянным автором-обозревателем журнала «Коммерсант», а так же преподавателем московской бизнес-школы RMA, где читает лекции по курсу «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений».

Заслуги: в середине 2000х, начал публиковаться как автор – сначала опубликовал аудиокнигу «Диалоги на Пресне», затем полноценный роман «Асса. Книга перемен» — посвященный влиянию культового фильма на культурную среду в СССР и России. В 2005 году, выступил в качестве исполнительного продюсера альбома Земфиры – «Спасибо».
Интервьюировал таких известных деятелей музыкальной индустрии как: Бориса Гребенщукова, Сергея Шнурова, Дельфина, участников Depeche Mode и Underworld, а так же многих других.

8 — ДАНИЛ ВОЛОХОВ

Начал работу музыкального критика с публикации рецензии на пластинку Napalm Death, на одном из самиздатовских журналов. С 2016 года является регулярным обозревателем журнала “Distortion”, в котором ведет рубрику «Рок история», а так же публикует различные обзоры, рецензии и интервью. С этого же года начал сотрудничество с радиостанцией «Radio ULTRA”, которая периодически публикует статьи и эссе критика. Так же, активно сотрудничает с культовым американским журналом – Punk Globe. В данный момент заканчивает работу над первым романом.

Заслуги: сотрудничая с рядом британских компаний, получил известность как пиарщик. В частности благодаря продвижению таких исполнителей как Майя Джейн Коулз и Tricky, в Рунете. Так же опубликовал несколько научных работ, рассматривающих современную музыку с позиции тех или иных областей науки. Интервьюировал таких деятелей искусства и культуры как: писатель-фантаст Джефф Нун, участники коллективов Suicide, Throbbing Gristle, TSOL, Local H, Bondage Fairies, Plumtree, Millions of Dead Cops и многих других.

9 — АНДРЕЙ ГОРОХОВ

В начале 90-х переехал в Кельн, где испытав неудачу на поприще искусства начал работать ведущим на радиостанции «Deutsche Welle», начав вести еженедельную передачу — «Музпросвет», выходившую до марта 2009 года. В последствии Горохов продолжил сотрудничество с радиостанцией, неоднократно публикуя свои статьи и материалы на сайте «Deutsche Welle», а так же, на сайте “Музпросвета».

В настоящий момент, известен как участник различного рода лекций, по истории и трансформации музыки до наших дней, представленных критиков в таких городах как: Берлин, Москва, Донецк, и многих других. Является одним из самых авторитетных специалистов по электронной музыке и ее популяризатором.

Заслуги:  В начале 2000-х стал известен как автор двух книг – «Дыра, прикрытая глянцем», в которой рассуждал о положении музыки на настоящий момент, и «Музпросвет» — сборнике своих статей, энциклопедического характера, в последствии пережившему несколько переизданий. Рядом деятелей музыкальной индустрии книга Андрея Горохов была признана одним из лучших энциклопедических сборников на тему современной электронной музыки. В последствии множества дополнений автора, все статьи «Музпросвета» стали доступны на сайте Андрея Горохова.

10 — АЛЕКСЕЙ МАЖАЕВ

Свою карьеру начал в качестве IP-специалиста в российско-южноафриканской газете New Bridge, еще в 90-е года. К середине 90-х плотно занялся журналистикой, начав публиковаться во множестве газет – среди которых издания: «Аргументы и факты», а так же его молодежному приложению «Я молодой». С 1994 го года, начал работу в музыкальном отделе информационного агентства InterMedia. В последствии Мажаев несколько раз покидал InterMedia, сотрудничая с журналом «Play” ( в 2004 году ).Однако, с 2013 года, продолжает регулярную публикацию рецензий. Неоднократно публиковался в таких изданиях как: Rolling Stone, FHM, Комсомольская правда, Playboy, «Новое русское слово» и многие другие.

Заслуги: является одним из немногих критиков, регулярно освящающих все свежие альбомы русского рока. В качестве колумниста и обозревателя InterMedia опубликовал десятки обзоров на самые разные музыкальные релизы. Интервьюировал таких общеизвестных представителей отечественной сцены как Леонид Агутин и Гарик Сукачёв, а так же многих других.