Moloko — Do You Like My Tight Sweater ? – 1995

95-й год можно назвать эпохой рассвета электронной музыки. Пройдя путь от пост-панка до рейвов, электронная сцена постепенно эволюционировала в общепризнанное направление, став не только сугубо андеграундным течением,
но и прорвавшись в мировые чарты.

Бурные 2000-е, ставшие всеобщим творческим катализатором, еще не наступили, в то время как электронная сцена продолжала развиваться, переживая настоящий метаморфоз. Годом ранее The Prodigy выпустили свой с культовый альбом – «Music for The Jilted Generation” который стал главным ориентиром всех последующих электронных команд. Классическая по своему духу работа, стала тихоокеанским рубежом, для группы, которая сменила локацию своих гастролей, постепенно перенеся электронные ритмы своей, более панковской версии электронной музыки, в широкие массы.

Moloko образовались спустя год после выхода альбома британских электронщиков, создав довольно сильный дуэт, который быстро покорил сердца фанатов данной сцены. По-настоящему шелковый звук, создаваемый дуэтом, стал совершенно отличным от того что делали их коллеги по сцене. Ведь, если The Prodigy, буквально вызывали демонов из преисподней, и вселяя их в своих слушателей превращали каждое выступление в безумный рейв, то Moloko, вдохновленные деятельностью таких групп как Portishead и Massive Attack, умело сочетавшим грувовые электронные нотки с по-настоящему отрешенным вокалом.

Будь-то бы погружающий в атмосферу антиутопических ощущений, после нескольких стаканов старого-доброго коктейля «Moloko+”, дебютный альбом группы, названной в честь этого самого наркотического коктейля Берджесса, смог в буквальном смысле создать в голове слушателей вакуум, под аккомпанемент электронных ноток и отрешенного вокала Рошин Мерфи.

Марк Брайдон, уже плотно работавший в музыкальной индустрии – как продюсер таких исполнителей как Cabaret Voiltare и Бой Джордж уже несколько лет обдумывал создание своего коллектива, пока на одной из лондонских вечеринок не встретил Рошин Мерфи. Девушка стала прекрасной вокалисткой – сильный голос, охватывающий множество октав в совокупности с игрой мультиинструменталиста Брайдона стал основным фактором, натолкнувшим к тому моменту уже успешного саунд продюсера на создание своего коллектива.

К началу 90-х, Брайдон смог значительно набрать значительную популярность как музыкант, превратившись из малоизвестного диджея, в рекорд продюсера. Именно его опыт работы с такими исполнителями как Бой Джордж, в значительной степени и повлиял на конечный результат звучания Moloko. Само сотрудничество с легендарным исполнителем стало одной из его первых работ – созданная как один из сайд-проектов группы Jesus Loves You, принялась за запись дебютного альбома. Множество продюсеров и диджеев были вовлечены в работу над альбомом, что в конечном итоге и помогло появится на свет этому сочетанию эйсид-хаусных мотивов и поп-музыки, вышедшему «из под пера» одного из самых прославленных британских исполнителей.

Четырьмя годами позднее, после множества выступлений в самых разных клубах Британии, а так же громкого заявления на электронной сцене страны, Moloko, принялись за запись своего первого альбома. Большинство треков были записаны с использованием овердаббинга вокальных партий Рошин Мерфи, что сделало из альбома один непрекращающийся трип-хоп микс. Именно трип-хоп, с его темной романтичностью стал основой нового звучания коллектива. Деятельность дуэта не была подражанием трип-хоп легендам туманного Альбиона. Хотя, во многом коллективы все же были схожи – так или иначе Moloko, подобно Portishead, смогли в полной мере ввести слушателей в настоящий транс, с выходом своего первого релиза. Опьяняющее чувство легкости, стало главным аккомпаниатором дебютной работы, буквально веющей легкостью и неким духом прошлого десятилетия.

Вокал Рошин Мерфи сделал альбом именно детищем трип-хопа – экспрессивный, постоянно меняющийся, временами напоминающий безэмоциональный речитатив.

Тем ни менее работа Брайдона все-же добавила альбому ту зажигательную черту, которая в общем-то и охарактеризовала дебютную работу группы. В 1995 году трип-хоп как жанр претерпел стремительное развитие. Дебютные альбомы таких легенд жанра как Tricky, Massive Attack, Portishead, а так же недооцененных многими Archieve. Альбом Moloko, родившийся из фразы, случайно брошенной Рошин Мерфи  стал знаковой для тех времен «вещью». Можно сказать что Moloko, появились именно в тот момент когда формация стиля достигла своего предела – первоначальные легкие мотивы стиля постепенно усложнялись: Portishead все больше уходили в некое утяжеление саунда, постепенно уделяя больше внимания некой эмоциональности, а пока DJ Shadow, безустанно сводил всю свою фонотеку в легендарный для жанра “Entroducing”.

Содержащая в себе такие хиты группы как “Fun For Me”,“Party Wierdo” и “Lotus Eaters”, релиз Moloko разбавлен множеством коротких микстайпов, раскиданных вперемешку вместе с основными композициями. Грувовые тона, ощущаемые в таких композициях как открывающая альбом «Fun For Me”, “Patry Wierdo”, а так же «Lotus Eaters”, смогли задать тон более чем часовому микстайпу представленному группой. Можно действительно сказать что эта – самая первая работа стала на 100% экспериментом для дуэта. Постоянная формация стиля, который постепенно затягивал все больше и больше жанров, не смогла остановить настоя музыкантов сделать «именно такую работу» — что в целом и понятно, ведь несмотря на множество релизов трип-хоп групп, Moloko, все же смогли сохранить некую целостность стиля, представленную группой на «Do You Like My Tight Sweater ?», что собственно и определило его звучание сделав релиз коллектива бесспорной классикой жанра. Хотя, не смотря на всю легкость веющую от дебютного альбома коллектива, включив самую первую композицию все же понимаешь всю специфику британской музыкальной сцены – где-то притягательная, где-то чересчур приторная и отталкивающая. Именно эта ее знаковая черта, пожалуй и стала отличительной, вылившись не только в виде вокала Рошин Мерфи, но и став в основу неторопливых и легких ритмов, будь-то покрытых тонким слоем чисто-британского налета.

Автор — музыкальный критик Данил Волохов