История гитарного усилителя

Мало что оказало такое же сильное воздействие на музыку XX века, как создание классического «лампового перегруза». Причем, как и многие другие великие изобретения, ламповые гитарные усилители стали следствием случайной находки.

Изначально в концертной практике использовался исключительно «клин» — чистый гитарный звук, ни используемые ламповые усилители, ни акустика не имели каких-либо специфических черт. Возросшая в 50-е годы роль гитары как инструмента, создающего ритмический рисунок мелодии, привела к тому, что многие исполнители модернизировали ламповый усилитель своими руками, стремясь увеличить его выходную мощность. При этом обычно на вход впаивался дополнительный каскад, увеличивающий амплитуду сигнала, передаваемого на оконечный ламповый усилитель мощности. На максимальной громкости звук при этом искажался, так как пики основного сигнала срезались, а присутствующие в нем четные гармоники приближались по громкости к основной ноте. Таким абсолютно непреднамеренным образом был создан классический роковый «кранч».

Возросший интерес к рок-музыке и искаженному гитарному звуку привел к тому, что многие фирмы начали производить специализированные ламповые гитарные усилители. В них перегрузка выходного каскада усилителя достигалась уже на средней громкости и оставалась стабильной при росте мощности до максимальной. Сборка лампового усилителя совмещалась в одном корпусе со специализированным динамиком, подобранным по амплитудно-частотной характеристике к требованиям гитаристов. Популярность комбо-усилителей (в просторечии «комбиков») еще больше возросла после широкого распространения полупроводников: не имея возможности купить для репетиций высококачественный ламповый усилитель, музыкант мог приобрести более доступный лампово-транзисторный усилитель, оттачивать технику и экспериментировать со звуком.

Почему же и сейчас, в век цифровых технологий обработки звука, по-прежнему используются архаичные технологии? Дело в том, что ряд особенностей работы вакуумных ламп, делавших их не лучшим выбором для работы в широкополосных усилителях, одновременно наилучшим образом совпали с потребностями исполнителей рок-музыки: ламповый усилитель звука за счет высокой индуктивности необходимого для его работы выходного трансформатора мягко срезает высокие частоты, при перегрузке акцентируя наиболее приятные слуху четные гармоники. Поэтому программная эмуляция звука, который обеспечивают даже простые ламповые усилители, требует сложных алгоритмов и кропотливой доводки кода целым коллективом программистов, создание транзисторного аналога (изначально жестко обрезающего пики, усиливающего нечетные гармоники) усложняется необходимостью глубокой коррекции параметров для приближения по звуку к ламповым схемам.

Лучшие ламповые усилители фирм Peavey, Marshall, Mesa Boogie давно стали эталонами звучания. Конструктивно они представляют собой двухтактные ламповые усилители с глубоким регулированием уровня «перегруза» (Overdrive). Агрессивные стили рок-музыки довели эту идею до абсолюта: тяжелое искажение (Distortion) использует такую перегрузку усилителя мощности, что обрезке пиков (клиппингу) подвергается не только основная нота, но и ее ближайшие обертоны. Звук приобретает характерный ревущий металлический оттенок, лишающий возможности использования многострунных сложных аккордов: игра ритм-гитары на каких-либо интервалах кроме квинты и кварты становится похожей на неразборчивую мешанину звуков.

Удел «теплого лампового звука» в современности – это не только концертные площадки клубов и репетиционных баз. Сохранить любимый звук и играть у себя дома, не напоминая об этом всем соседям, позволит специальный ламповый усилитель для наушников.

marshalguitaramp