Goldie – самый отпетый хулиган драм-н-бейса и его ”Timeless”

Его деятельность нельзя описать иначе чем: луч света, направленный в урбанистический мир современного пост-апокалипсиса, громкий рев из глубин Лондонского андеграунда, взывающий к вам. Кажется Клиффорд Прайс, более известный как Goldie, сумел опередить звучание drum & bass на много лет вперед, в то время как его дебютный «Timeless» смог совместить стремительно развивающееся течение, обильно полив его ростки прострирующим миксом джангла и электро-эмбиента.

Драм-н-бейс в чистом виде возник именно благодаря деятельности этого музыканта. Буквально вылившийся из неисчерпаемого микса всевозможных стилей и направлений электронной музыки, развивающееся на тот момент, на территории Великобритании. Будь-то вводящий звуки жизни, того самого города, в котором он вырос, Goldie, мастерски передает их слушателю, вставляя то в различные сэмплы, то буквально выстраивая на них ломаный бит.

После нескольких секунд прослушивания «Timeless» кажется, что драм-н-бас не был никогда так противоречив, и в тоже время так близок к действительности. Альбом то ли дело вызывает прострацию, затуманивая взгляд, в то время как этот длительный, почти часовой микс из «звуков жизни» не прекращается, под контролем «самого отпетого хулигана драм-н-бейса».

Goldie, поистине смог изменить современную электронную музыку. Добавив в нее долю эмбиента, джангла а так же других, более абстрактных стилей и направлений, вскоре вылившихся в триумфальный для исполнителя дебют. Он буквально создал неиссякаемый микс энергии и мыслей. «Timeless» вмиг оказался на вершине различных чартов как электронной, так альтернативной музыки. А через несколько недель был удостоен золотого сертификата.
.
.

О своей прошлой деятельности Goldie рассказывает с большим интересом. Оно и понятно – успевший побывать то в шкуре танцора, в небезызвестной для каждого англичанина группировке «Bboys”, то в шкуре райтера, в роли которого он и получил свой теперь уже известный псевдоним. Именно так прозвали его несколько представителей хип-хоп культуры, увидев будущего мэтра драм-н-бэйса, с его окрашенными в белый, традиционными ямайскими дредами (Goldie – с англ. Златовласка. Прим. авт.) Под этим именем и прошли для его 80-е года.

Развивающая культура хип-хопа, множественная эмиграция, а так же политическая зависимость Англии от Америки, сделали свое дело в становлении электронной культуры. Синтетические наркотики рейвов, так же сыграли немаловажную роль в становлении современной элетронной культуры. Однако, в то время как большинство исполнителей,таких как The Prodigy, черпали вдохновение слушая традиционную азиатскую музыку, Goldie, все больше становился чисто английским исполнителем.

Уже через несколько лет после начала своей деятельности в качестве райтера, его имя знал почти каждый граффити-художник, родного для Клиффорда, Вулвергемптона. Постепенно выйдя за рамки родного города, Голди вскоре начал разрисовывать стены по всей Великобритании, тем самым став одной из ключевых фигур британского стрит-арта.

.
.

Работы Goldie, позже были использованы как часть оформления дебютного альбома исполнителя.

Африка Бамбата, уже пронесся с бешеным турне по Европе, благодаря чему, хип-хоп культура постепенно начала просачиваться в массы мелкими клубами дыма. Постепенно Клиффорд стал известен среди райтеров Великобритании, как один из самых отпетых хулиганов граффити-культуры – каждая стена Вулвергемптона была разрисована им, а различные райтерские баттлы, в которы художник участвовал смогли вывести его на общенациональный уровень известности. Так, например, его спор с будущим участником Massive Attack – Робертом Дель Найей, вошел в историю как самая масштабная арт-битва двух райтеров.

Именно этот случай, как признают историки культуры, и стал ответственен за переход к деятельности музыканта. Goldie и в прежние времена умело смешивал различные миксы, комбинируя их в комбинацию различных направлений хип-хопа, используемого для выступлений «BBoys», однако теперь его деятельности носила совершенно новаторский характер. Возьмите самый проникновенный техно-бит, добавьте туда звуки Лондона 95-го года и немного эмбиентной глубины, в стиле Dead Can Dance. И получите того самого гения драм-н-бейса, которым Goldie стал после выхода своего дебютного альбома.

Большую роль в становлении звучания альбома сыграло сотрудничество музыканта с Робом Плейфордом, известным под псевдонимом «Timecode». Управляющий всемирно-известного лейбла «Moving Shadow», быстро нашел язык с Goldie, тем самым безоговорочно определив звучание альбома. Таким образом большую часть миксов и аранжировок выполнил именно плейорд, в то время как Goldie, старался не отходить от массивного использования драм машин.

Благодаря содействию Плейфорда, выступившего со-продюсером, вместе с Goldie, в работу над альбомом удалось включить множество различных музыкантов. Так, к примеру одни из ярчайших, на тот момент, представителей электронной сцены Лондона -4hero, занялись сведением и мастерингом альбома, придав «Timeless«,его те самые, яркие краски.

Диана Чарлмейн, известная как джазовая певица, а так же вокалистка электродэнс коллектива Urban Cookie Collective, так же, стараниями обоих продюсеров включилась в работу музыканта. Ее типичный для джазовых композиций вокал и смог в большей степени придать нужных красок этой смеси из драм машин и синтезаторного эмбиента, ярко выраженной в композиции
«Inner City Life».

Завершает этот шедевр трек «Jah The seventh Seal». Будь-то созданный в качестве саундтрека к фильмам о вторжении инопланетян, этот шестиминутный шедевр, совместивший в себе предельную скорость драм машин, достигшую практически космических масштабов, а так же некое спокойствие городской ночи. Он будь-то стал медленным закатом, вслед за которым Goldie ушел во тьму своей популярности.

Свой следующий альбом исполнитель выпустил спустя несколько лет, но несмотря на широкий ажиотаж вокруг его «Saturnz Return», Прайс явно не смог перебить успех дебютного альбома. Даже сейчас, спустя более чем 22 года «Timeless» не перестает завораживать вводя слушателей в техногенный транс этого постапокалиптического релиза, продвигающей нотки человеческой реальности, стесненной ужасами привычной жизни, и выводя чувства и мысли на околоземную орбиту.

Автор — музыкальный критик Данил Волохов