«ГИД ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» ЧАСТЬ 1. О НИКНЕЙМАХ И НЕ ТОЛЬКО

От редакции Muz-Flame

Впереди Вас ждёт очень занимательный, а главное полезный труд. Ещё раз обращаем Ваше внимание,
как понятно из названия, перед вами — только 1 часть.
Оставайтесь с нами, следите за подробностями, что бы не пропустить публикации следующих частей!
Если по каким либо-причинам вы не можете, не хотите, или Вам не удобно читать данный материал на нашем сайте, то можете скачать это чтиво на своё устройство, и отдаться буквам в любое удобное для вас время! СКАЧАТЬ

muzline

От автора

Цикл статей «Гид для начинающих» был создан для того, чтобы помочь начинающим музыкантам и ди-джеям научиться правильно преподносить себя и свой музыкальный материал. Будет затронуто несколько важных вопросов, но основное внимание в первой части будет уделено неймингу – процессу создания интересного имени или названия проекта.

Первоначально я хотел написать статью только о никах и именах артистов, проанализировать их, разобрать удачные псевдонимы и привести неудачные, но параллельно пришлось затронуть и тему преподнесения себя и манеру подачи своего материала, процедуру общения с музыкальными лейблами и правила оформления своих работ и сопроводительных писем (сообщений), также решил пролить свет на несколько категорий (понятий), которые постоянно вызывают недоумения молодых артистов: отличия сведения от мастеринга, варианты версий трека, форматы музыкальных релизов и еще масса полезных нюансов, которые на сегодняшний день либо нечетко освещены в Сети, либо до сих пор не до конца всеми усвоены. В конечном итоге, я понял, что парочкой абзацев я не отделаюсь и постепенно насобирал материал даже не для одной статьи.

Прежде, чем мы начнем, хочу сразу обратить внимание на то, что вся информация в этой статье является моим видением мира и отражает мою личную точку зрения. Я не преследую целей рекламы упомянутых в тексте артистов, которые приводятся в тексте только ради примера, а реклама в таких случаях – это побочный второстепенный эффект. То же самое касается артистов, упомянутых «не в лучшем свете» — такие я привожу в тексте исключительно в виде примера и не преследую целей кого-либо высмеивать – это попытка обратить внимание молодых дарований на позиционирование своего творчества в музыкальной сфере.  Надеюсь, эта статья окажется полезной не только молодым начинающим, но и уже опытным музыкантам, по той или иной причине не до конца усвоившим ряд музыкального продакшена.

muzline

ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что продвижение своего творчества является одним из ключевых моментов для успешного становления каждого серьезно настроенного музыканта, а музыканту очень важно быть услышанным. Сегодня музыканту необходимо обладать своим уникальным стилем, хорошим вкусом, большим музыкальным опытом и, безусловно, талантом. Стиль музыканта (ди-джея) формируется у него лишь со временем и зависит от грамотности. Грамотность, в свою очередь, – это набор не только знаний, но и умение ими пользоваться. При умелом сочетании навыков и грамотности начинает формироваться не только стиль, но и рождается талантом. Все между собой взаимосвязано и может показаться сложным, но стоит выделить первую ступеньку, как становится очевидно, что все начинается именно с теоретических знаний. Необходимо всеми доступными способами изучать музыкальный предмет, пробовать, экспериментировать и как можно больше практиковаться. И только с такой практикой к артисту начинает приходить опыт, а затем и сформируется талант. Но в этой статье я хотел бы поговорить об успехе артиста немного с другой стороны.

Предположим, у музыканта появились знания, он их применяет и осознанно манипулирует своими навыками. Его работы становятся все лучше и лучше, а музыка звучит все качественней и начинает нести в себе заряд художественной ценности. Музыкант готов продвигать свой талант на более глобальной основе. Именно художественную ценность мы будем считать некой отправной точкой в музыкальный мир.

Помимо художественной ценности материала, музыканту нужно уметь правильно преподнести себя. Ему необходимо пройти несколько этапов самостановления и самый первый из них – создание своего сценического имени. Существует и более широкое понятие, такое, как «Брендинг» (от англ. Brand — символ, термин, дизайн), включающее в себя не только имя, но и логотип, определенная цветовая гамма логотипа, элементы гастрольной одежды и прочее. По брэндингу можно найти массу литературы, в том числе по поводу продвижения и самопиара, но в большинстве случаев в этой литературе уделяется недостаточно внимания первичному элементу: созданию успешного сценического имени. В конечном итоге, выбор никнейма остается недооцениваемым фактором, из-за чего начинают страдать и все последующие этапы самопиара.  Именно поэтому мы уделим в этой статье максимально пристальное внимание.

Я получаю огромное количество демо-записей и сталкиваюсь ежедневно и ежечасно с тем, что каков бы не был грамотный музыкант технически – в большинстве случаев он имеет скучный никнейм. Многие считают, что на это не нужно обращать внимание, что главное – это музыка. Совершенно верно, качество музыки – было, есть и будет определяющим фактором уровня музыканта, однако, я заметил со временем любопытную взаимосвязь между никнеймом музыканта и качеством его музыки.

muzline

ПРИВОДИМ ПСЕВДОНИМ В ПОРЯДОК

Многие музыканты стремятся, что бы их трек поддержал кто-то из их кумиров. Для многих – это цель и определяющей фактор успеха. Мне неоднократно задавали вопросы различного рода на тему «почему мой трек не берет такой-то ди-джей в свое радио-шоу?». Прежде чем отвечать на этот вопрос – я прошу такого человека скинуть свою «недооцененную» работу. Оппонент (назовем его Тимофей Борщаков) ее скидывает и начинается масса интересного… Трек бывает «слабоват» технически: треку не хватает идеи, или маловато развития главной темы, или хромает сведение, или трек «задавлен» мастерингом, или страдает структура и так далее – да мало ли причин. Многие из задающих такие вопросы сами знают на них ответы. Однако, первое, что привлекает внимание при знакомстве с творчеством – это никнейм артиста и название его трека. И что я вижу в вышеупомянутом случае с Тимофеем? Я вижу файл с таким названием: « ! DJ Бorshh – ЧЕРНАЯ ДЫРА (Extended edit) ».

Еще даже не слушая трек, мы постараемся ответить на вопрос «почему трек нигде не берут?». Правильно, потому что трек без прослушивания уже сам по себе не внушает доверия, и в данном случае есть проблемы абсолютно во всем: и в «имени» артиста, и в названии трека и в модном суффиксе версии. Здесь дело еще не в самой музыке, а в том, КАК автор себя преподносит.

Первое, что нужно сделать – это привести себя и свою работу к такому виду, чтобы человек из любой страны беспроблемно смог его прочитать. Ведь треклисты миксов успешных диджеев издавна публикуются на английском языке, который по-прежнему является международным. Потому что состоит из треков, имеющих также английское название. Задумайтесь на секунду: вы видели когда-нибудь, что бы всеми уважаемый Armin Van Buuren играл трек не только DJ Бorshh’а, но и вообще любой трек с кириллицей в названии? Не думаю. Я даже уверен, что и слушать Армин не станет трек с таким названием. Наверняка многие из вас замечали, что если Вам нравится трек – то он и называется красиво и создан артистом с читабельным именем. «Так главное же музыка» — скажете Вы. Снова согласен полностью: да, музыка – это главный показатель уровня музыканта. Но, какой бы не был трек крутой у ди-джея Борща – он никогда не будет находиться в треклистах того же «A State of Trance».
Потому, что:
а) у Армина не бывает в треклистах ди-джеев Борщей;
б) в 90% случаев у ди-джея Борща не бывает крутого трека…

Как мы можем помочь автору вышеупомянутой работы (Тимофею)? Нам нужно привести его трек к такому формату, чтобы он привлекал внимание. Проведем так называемый «ре-брендинг» и попробуем слегка изменить ник и название произведения на более международный формат.
« Tim Borshakov – Black Hole (Original mix) »
Уверен, что у такого трека больше шансов попадания в треклисты «Великих». По крайней мере, теперь присланный файл не вызывает истерическую панику на изначальном этапе.

Давайте теперь разберем более подробно наши действия. «! DJ Бorshh» заменено на Tim Borshakov. В начале имени файла (у демо-записи) стоял восклицательный знак. По идее, он должен привлекать дополнительное внимание. Но лишь теоретически и сейчас разберем почему.

Трек в папке – это файл, а если в имени файла есть этот символ, то этот файл будет в самом начале списка файлов папки, упорядоченного по имени. Я наблюдал за тем, как подобным способом пользовались радиостанции – восклицательным знак был служебной пометкой, например, для приоритетной ротации. Подобные символы ставят редакторы эфиров, но никак не сами артисты. Будьте скромнее и не ставьте лишние значки в имя файла. Тоже самое касается и капс-лока. Согласно правилам хорошего тона, принятого в письменном языке с развитием социальных сетей: никакого капс-лока. ВСЕ заглавные буквы в письме означают повышение голоса и агрессивное настроение собеседника. Понятно, что о себе хочется как можно быстрее заявить всему миру, но поверьте: неуместные «капс-локи» быстрее вызовут обратный эффект.

Далее идет непосредственно имя артиста. Tim Borshakov – это производное от имени и фамилии артиста. Более подробно рассмотрим такие принципы немного позднее, а пока обратим внимание на то, что фамилию мы просто перевели, а имя “Тимофей” сократили для лучшей читаемости до “Tim”. Затем мы убрали приставку DJ, и про эту аббревиатуру мы также поговорим более детально несколько позже. Забегая немного вперед – открою карты: приставка «DJ» вышла из моды десять лет назад и от нее нужно избавляться.

Идем дальше, «ЧЕРНАЯ ДЫРА» подверглась простому переводу и стала «Black Hole».

Теперь разберемся с версией трека. “Extended edit” переименован в “Original mix”. Это негрубая ошибка, поэтому пока ограничимся тем, что в данном случае версия прислана одна, а значит, она не должна быть подписана как “Extended”. И второе, слово “edit” подразумевает тот факт, что присланная версия является неполной. А это для подобной рассылки неприемлемо.

Запомните! Избитая норма – это «Исполнитель – Название трека (версия)».

Подводя итоги, заметим, что мы превратили ненавистный трек в более благозвучный вариант.
Сравните:
Было: ! DJ Бorshh – ЧЕРНАЯ ДЫРА (Extended edit)
Стало: Tim Borshakov – Black Hole (Original mix)

Конечно, это не дает 100%-ную гарантию того, что трек будет «поддержан Армином», но теперь, по крайней мере, трек не будет проигнорирован из-за своей изначальной несерьезности и нечитаемости, и для необходимой поддержки приобрел на порядок больше шансов.

Уверен, что подобная трансформация возможна практически во всех случаях. Проявляйте фантазию и чаще пользуйтесь своим воображением!

muzline

О ПРИСТАВКЕ «DJ»

Сегодня некогда модная приставка к никнейму “DJ” – отдельная тема для беседы, ей стоит уделить особое внимание.

На самом деле, от приставки DJ отказались уже почти 10 лет назад. Для того, чтобы разобраться с чего все началось – обратимся к Википедии:

DJ – изначально эта аббревиатура была двумя английскими словами «disc» и «jockey» — диск-жокей) — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением и без изменения материала техническими средствами.

В дальнейшем, это слово-приставка стало популяризоваться и оказалось просто модным и утеряло свою первоначальную суть. Поголовно музыканты и диджеи начали использовать приставку не как икону для профессии, а как неотъемлемую часть своего никнейма. Причем, к тому времени уже стало не важно: осуществляет ли эта персона «публичное воспроизведение музыкальных произведений» или нет. Таким образом, смысл потерялся, но профессия осталась, а приставка стала просто не всегда уместным моветоном. По сути, осталась не только профессия, но и сами люди «осуществляющие публичное воспроизведение», однако приставка уже стала употребляться как отдельное существительное, употребляемое исключительно к месту. Например, в клубе ведущий здоровается с посетителями, рассказывает о гостях и гвоздях программы и объявляет, что ди-джей у нас сегодня – Magnit (к примеру). Таким образом, выходит, что приставка в составе ника оказалось не нужна по причине того, что ведущий сразу сказал, что сегодня у них есть ди-джей. И Магниту за вертушками также достаточно звать себя просто Магнит. Потому, что он хорошо понимает, что за пределами клуба, например, на улице, когда он осуществляет презентацию своего нового диска, либо просто представляется в кафе прекрасной даме, добавка слова «ди-джей» будет выглядеть уже неуместной.

Конечно, есть яркие примеры и исключения. Например, ярким исключением является российский DJ List – он на сцене настолько давно, что откажись он от приставки DJ – он будет просто «List» и уже не будет таким известным. Это вызовет недоумение поклонников, которые решат «загуглить» своего кумира в Сети. А оставшееся слово от никнейма (ЛИСТ) — является самым обычным популярным словом. Другим исключением является колумбийский tech-house продюсер DJ Fronter – слово “Fronter” первично вызывает недоумение и ассоциируется с опечаткой (есть английское простое слово Frontier), а менять никнейм полностью не могут позволить себе артисты, которые на сцене слишком давно, чтобы что-то менять. Отсюда напрашивается вывод: даже в приведенных выше примерах, если грубо отбросить общий знаменатель «находиться на сцене слишком давно», то мы имеем два слишком простых слова, которые уже не могут ассоциироваться с ди-джеями (List и Fronter в данном примере).

Делаем вывод: в некоторых случаях приставка допустима, если в составе никнейма находится простое и обыденное слово, которое без приставки вызывает недопонимание. Согласитесь, странно будет, если мы услышим вместо «сегодня будет играть Ди-джей препод» просто «сегодня будет играть Препод». Какой препод? По матану?

Есть и замечательные обратные примеры-исключения, когда у именитого и завоевавшего сердца слушателей остался прежний никнейм, но отказ от приставки DJ не причинил ущерба. Самый яркий пример – Tiesto. Я самолично помню, как в конце 90-ых — начале 2000-х он всюду фигурировал как DJ Tiesto. Однако с 2004 года он стал просто «Tiesto». То же самое случилось с Roger Shah – он также фигурировал как DJ Shah и в 2008 году успешно сменил никнейм на Имя и Фамилию. Таких примеров – великое множество, разбирать каждый из них нет смысла. Уверен на 99%, что, если взять любого музыканта (или диджея), которые играют более 15 лет, то практически каждый из них уверенно скажет, что пользовался этой приставкой до определенной поры.

Взглянем также на списки престижного рейтинга TOP 100 DJMAG. Рейтинг может быть недостаточно объективным по мнению многих, но по крайней мере он нам подойдет для анализа актуальных сценических псевдонимов. Начнем с последнего актуального рейтинга 2015.

TOP100GIDALL

Список приведен полностью (всей сотки), так как она нам пригодится с разных позиций анализа. Нас интересует в данном случае вопрос: много ли артистов из этого списка используют приставку DJ? В 2015 году приставка использована у 2 артистов из 100: DJ Snake, DJ Chetas. Причем, если всмотреться в список внимательно, то можно заметить целых 5 артистов: DJ Snake (#52), DJ Chetas (#59), DJ Frontliner (#73), DJ Chuckie (#77), DJ Zatox (#87). Ошибки тут нет, картинка взята с сайта http://www.radioactivodj.com, но на официальном сайте DJMag, открыв результаты, заметно, что Frontlier, Chuckie и Zatox уже указаны без приставки «DJ», что свидетельствует о том, что и они перестают (либо перестали) ее использовать.

Если посмотреть более ранние года рейтинга, то там картина мало отличается:
2014 год: приставка у 2 человек: DJ Snake, DJ BL3ND.
2013 год: только одна (DJ Feel).
2012 год: только одна (DJ Feel).
2011 год: есть у двух персон (DJ Feel, DJ Vibe).
2010 год: есть у двух персон (DJ Feel, DJ Vibe).
2009 год: снова встречается один раз (DJ Feel).
2008 год: встречается 4 раза (DJ Feel, DJ Hype, DJ Vibe, DJ Shah (Сегодня он Roger Shah).
2007 год: снова только одна (DJ Vibe).
2006 год: использована 6 раз (DJ Dan, DJ Yahel, DJ Skazi, DJ Vibe, DJ Sammy, DJ Tarkan).
2005 год: использована 7 раз (DJ Dan, DJ Vibe, DJ Yahel, DJ Rush, DJ Tatana, DJ Sammy, DJ Luna).
2004 год: использована 6 раз (DJ Dan, DJ Luna, DJ Rush, DJ Hercio, DJ Vibe, DJ Shadow).
2003 год: использована 2 раза (DJ Rush, DJ Snake).
2002 год: использована 1 раз (DJ Marky).
2001 год: использована 2 раза (DJ Dan, DJ Sneak).
2000 год: использована 3 раза (DJ Sneak, DJ Ez, DJ Dan).
1999 год: использована 4 раза (DJ Disciple, DJ Rap, DJ Shadow, DJ Sneak).
1998 год: использована 8 раз (DJ Sneak, DJ Sy, DJ Heaven, DJ Crust, DJ Vibe, DJ Rap, DJ Shadow, DJ Ez).
1997 год: Использована 6 раз (DJ Sneak, DJ Sy, DJ Vibe, DJ Randall, DJ Rap, DJ Die).

Наглядно можно увидеть статистику в следующем графике:

GRAF1ALL

Тенденция прослеживается следующая: первая волна отказа от использования буквосочетания DJ началась еще в конце 90-х, затем был скачек в пользу ее применения в 2003-2004 гг., и после 2008 года использование практически полностью исчезло из обихода.

Смело делаем вывод: в списке лучших ди-джеев и музыкантов планеты всего 5 артистов в никнейме используют приставку DJ на постоянной основе: DJ Snake, DJ Feel, DJ BL3ND, DJ Vibe, DJ Hype.

Исключая их с анализа, можно считать, что приставкой DJ перестали пользоваться в 2008 году, за исключением отдельных случаев. Эти случаи мы рассматривали выше (в начале главы): во-первых, оставшееся слово в никнейме без приставки не несет лингвистический уникальный посыл, так как слово слишком популярное и простое. Это означает так же и то, что поисковики вместо них начнут выдавать словарные слова, не связанные с музыкой (Hype, Feel, Vibe, Snake). А во-вторых, поклонники уже слишком давно прекрасно знают кто такой DJ Shadow или DJ Hype.

А теперь возьмем для примера треклист известного всем шоу A State OF Trance:

(На момент написания этой части статьи была середина апреля 2016, поэтому для примера взят актуальный на тот момент выпуск – 759):

spis1all

Что мы видим в первом попавшемся треклисте? Мы видим ники успешных и зарекомендовавших себя артистов, названия их треков и лейблы, которые их выпустили. Насколько каждый из них хороший или плохой (стильный или не очень) разбираться мы не будем – вкусы у всех разные. Разберем общую картину никнеймов и составим факты в виде тезисов, которые нам могут помочь в дальнейшем:

  • С приставкой DJ – только 1 (DJ Feel).
  • 28 из 61 (45%) артистов используют в виде ника Имя и Фамилию: Clare Stagg, Fredrik Miller, Alan Morris, Mark Sherry, Zara Taylor и так далее).
  • Если ник не является именем или фамилией – это односложные и простые для восприятия cлова (фразы) 2nd Phase, Syntouch, Signum, Gaia, Nassif, ReOrder так далее).Резюмируем этот раздел:
  • от приставки DJ отказались более 98% артистов
  • 54% артистов предпочитает называть проекты простыми словами или односложными словосочетаниями
  • 45% артистов в виде никнейма использует свое имя и фамилию
  • НИКТО не использует в никнеймах спец.символы (подчеркивания, смайлики, значки, «собачки» и так далее).

muzline

ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ

В самом начале статьи мы уже выяснили, что английский язык является международным. Кто-то скажет, что это не патриотично, кто-то скажет, что это слишком по-западному… Причин и отговорок возможно придумать десятки. Но, согласитесь, что с английским названием вышеупомянутый трек «Black Hole” утерял свою исходную неприязнь. Если кому-то это покажется неубедительным, то есть неоспоримые очевидные факты, о которых редко задумываются. Например, Simon Patterson плохо говорит по-русски (если вообще говорит), а читает по-русски он еще хуже. Так уж сложилось, что латиница и кириллица имеют огромное количество одинаковых символов, которые читаются по-разному. И тот же мистер Patterson написанные по-русски слова просто не воспримет.

Пример из жизни: однажды я заметил красивый рекламный щит, который гласил примерно такой текст: «полноформатная печать цветная ксерокопия Сорух». Знаков препинания не было, все буквы напечатаны одним цветом. Получилось, что слово «Сорух» ничем не выделялось и мозг вполне логично прочитал его тоже по-русски, как продолжение текста, то есть сорух (soruh, если так понятнее). Там конечно же, имелось в виду «Копикс». Отсюда следует, что существуют слова, написанные такими символами, которые могут по-разному читаться на разных языках. Другие примеры, это – слова «Вестакс» («Бектакк»), “Ватман” («Батмах»). Посему, Simon Patterson, увидев слово «Трамвай», прочитает его как «Тпамбэ-what», а слово «Зеленый» он не сможет прочитать в принципе – по его меркам ему будут знакомы только два символа («е» и «н»). С нашими звучными прилагательными вообще у иностранцев беда. Представьте себе, что вам пришлет «послушать трек» человек из Индии и назовет ее своим родным языком на своем родном алфавите. Прочитали и поняли? Вряд ли. Запомнили? Точно нет. Это касается не только стран СНГ, но и всего мира. Артистам, например, из Нидерландов так же сложно – их имена и фамилии прочитать крайне сложно, даже по-английски. К примеру, Cliff Coenraad или, скажем, Ron Van Den Beuken.

Есть еще один важный нюанс. Первое – у каждого компьютера есть настройка использованного алфавита. Для привычной Windows, это называется «Язык и региональные стандарты». У русскоязычных пользователей к английской раскладке добавлена русская. Для немцев – своя, немецкая, для латышей – опять же, своя, местная, пусть и схожая по символам с кириллицей. Вторая часть проблемы кроется в кодировке символов. Для нашего региона кириллица требует кодировок Win-1251, Koi8-R и UTF-8. Если бы не было этих кодировок – мы бы видели на экране «квакозябры». Вспоминая историю персональных компьютеров, можно утверждать, что компьютеры (да и сама операционная система Windows) пришли к нам от американцев – поэтому наши версии операционных систем, адаптированные для русскоязычных пользователей, содержат необходимые кодировки для нашего региона. У остального Мира (японцев, норвежцев, австралийцев) большая часть наших кодировок с кириллицей просто будет отсутствовать по умолчанию и наши символы на кириллице в лучшем случае они просто не разберут, а в худшем еще и не смогут переименовать/переписать/сохранить файл с кириллицей. И это более серьезная проблема при отправке своих демо-записей по миру, чем банальный патриотизм. Поэтому, если вы хотите быть услышанными за пределами своей страны – учитывайте сей фактор и адаптируйте себя, свое имя и свои треки под международный формат.

muzline

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НИКНЕЙМОВ

Теперь немного подробнее разберемся в вопросе актуальных сегодня никнеймов и способах их образования.

Снова обратим внимание на список DJ MAG. Более 30 процентов артистов в списке используют в качестве никнейма Имя и Фамилию, отказавшись от одно- и многосложных никнеймов вообще. Данная тенденция прослеживается на протяжении последних 5-6 лет. С одной стороны, имя и фамилия – прекрасный вариант, с другой стороны – очень часто имя и фамилия артиста является трудно читаемой для стран, отличных и удаленных от родины музыканта (этот момент мы разбирали уже в первой части). Это касается практически любой нации, но самые яркие представители оказываются либо из России, либо из Голландии.

Конечно, Иван Ботов может быть Ivan Botov, а то и вовсе IvBot… Но, больше всего, на мой взгляд, не повезло известному челябинскому продюсеру Евгению Бардюже, когда он, достигнув определенных высот, наслаждался постоянной поддержкой своих треков со стороны «топовых». Невезение его заключалась в том, что его фамилию никто не мог произнести правильно при презентации его трека. Ему пришлось записать видеообращение с правильным произношением своего имени и фамилии, причем ролик начинался с нарезок из различных зарубежных радиошоу ClubLife (Tiesto), Solaris International (Solarstone), Corsten’s Countdown (Ferry Corsten) и некоторых других, в которых авторы шоу объявляют треки Евгения, произнося его фамилию самыми разными способами. Винить их неправильно, просто запомним этот момент как яркий пример языкового барьера. Этот печальный момент стоит запомнить многим русскоязычным продюсерам, особенно чья фамилия может вызвать затруднения у иностранцев при произношении.

Примеры из Нидерландов также есть. Выбрав трудно читаемое слово в псевдоним, им также приходится туго с поклонниками, когда последние никак не могут запомнить корректное написание или верную транскрипцию. Например, Jorn Van Deynhoven, Ron Van Den Beuken, Cliff Coenraad, Johan Gielen, Ronald Van Gelderen. Во всех случаях имеются трудности либо произношения имени, либо написания, либо запоминаемости.

И здесь на помощь приходит еще один вариант: всевозможные комбинации, анаграммы и аббревиатуры из слов имени и фамилии. Таковыми могут быть либо частичные замена одного из слов (либо имени, либо фамилии), или же использование просто одного из этих слов. Способ беспроигрышный и используется уже очень давно.

Ниже приведено несколько примеров по одной интересной причине, заслуживающей внимания: у всех сценическое имя является полной или частичной анаграммой настоящих имени и фамилии (т.е., образовано тем или иным способом из букв, используемых в имени и фамилии).

К примеру, Tiesto пришлось туго с этим (настоящее имя артиста – Tijs Michiel Verwest). Читается неплохо, но прочитать с первого раза такой никнейм сложно, ну а запомнить и вовсе не представляется возможным.

То же касается ATB (André Tanneberger). Затруднительно произносить, запоминать – еще сложнее.

Аналогично сделал и Brian Transeau, выбрав всего лишь первые две буквы имени и фамилии и простенько обозвался как «BT». Знаменитые W&W в реальной жизни имеют длинные имена (Willem van Hanegem & Ward van der Harst). Они взяли просто две заглавные буквы свои имен. И, несмотря на простоту способа, буквосочетание W&W достаточно уникально, а поэтому поисковики выдают музыкальный дуэт сразу.

Так же, Marco V понимает, что Marco Verkuijlen запомнить куда сложнее и оставив полное имя, забрал с фамилии только первую букву.

Tijs Michiel Verwest = TIESTO
A
ndré TanneBerger = ATB
B
rian Transeau = BT
«W
illem van Hanegem & Ward van der Harst = W&W
Marco V
erkuijlen = Marco V

Встречаются также и средние варианты: фрагмент из настоящего имени или фамилии плюс фрагмент произвольного слова. Например, настоящее имя Paul Van Dyk — Matthias Paul. Несложное имя, но запомнить точное написание трудно. Поэтому, имя читается в международном формате, а вместо фамилии использовано слово «Dyk».

Хорошим примером является и испанский дуэт Pig & Dan. Безусловно, это лучше читается, чем их настоящие имена и фамилии — Igor Tchkotoua и Dan Duncan. Здесь взято одно слово из имени одного участника, второе слово – произвольное. Очень часто встречается ситуация, когда второе слово никнейма составлено из тех же букв, что и второе имя (либо частично их содержит). Аналогичный случай наблюдается с египетскими продюсерами Aly & Fila. Настоящие имена — Aly Amr Fathalah и Fadi Wassef Naguib). Думаю, никто не будет спорить, что арабы в произношении также сложны, как и голландцы.

Matthias Paul = Paul Van Dyk
Igor Tchkotoua and Dan Duncan = Pig and Dan
Aly
Amr Fathalah & Fadi Wassef Naguib = Aly & Fila

Существует еще один, более абстрактный вариант образования никнейма. Иногда это делается для придания какого-то характера артисту, некого эмоционального посыла образу.

Интересных случаев множество, например, французский музыкант и ди-джей Gesaffelstein, настоящее имя которого — Mike Levy. Он играет достаточно мощное монотонное техно, и в данном случае гораздо гармоничнее он выглядит на сцене как Gesaffelstein, нежели как Mike Levy.

Примером отличного уникального никнейма также является канадский музыкант и ди-джей Joel Thomas Zimmerman, более известный как Deadmau5. Свой псевдоним он придумал в тот момент, когда, заменяя дома видеокарту, он обнаружил мёртвую мышь в своём компьютере. Он написал об этом факте в чате и там запомнился как «тот парень с мёртвой мышью» (англ. “that dead mouse guy). После этого он сократил псевдоним сначала до Dead Mouse, а потом до deadmau5. Прекрасный вариант, и запоминаются хорошо и прочитать можно на международном языке. Кроме того, поисковик с таким запросом не выдаст реально мертвых мышей, а покажет именно канадского музыканта.

Если имена и фамилии сложные можно придумать красивое слово, несущее некую суть, либо просто взятое «с потолка». Например, голландцы, Benno De Goeij & Piet Bervoets. И снова трудночитаемые фамилии, но зато их прекрасно знает весь мир. Своему проекту они дали название Rank1.

Нидерланды славятся множеством музыкальных проектов. Еще один хороший пример — Wouter Janssen & Sjoerd Janssen. Фамилию запомнить можно, а имена все же голландские, поэтому они называли себя коротким словом Showtek.

Еще один пример, известный музыкант Joey Janssen. Читается неплохо, но его быстрее запомнили поклонники под псевдонимом Renvo.

Немецкий транс-дуэт Cosmic Gate также выбрал красивое словосочетание, решив не использовать трудночитаемые реальные имена Claus Terhoeven и Stefan Bossems. Кстати, они выступают и по-отдельности, например, Claus более известен как Nic Shagall.

Еще пример оригинально простого словосочетания, за которым кроются другие псевдонимы, а за ними, в свою очередь, «прячутся» сложные имена и фамилии — американский дуэт с иранскими корнями Deep Dish. В проекте два участника: Sharam (настоящее имя Sharam Tayebi) и Dubfire (Ali Shirazinia).

Французов читать попроще, но и они прибегают к использованию простых английских слов. Особенно, когда имеют двойное имя и составную (двойную) фамилию. К примеру, проект Daft Punk. Имена участников разные: Thomas Bangalter (вполне читаемо) и Guy-Manuel de Homem-Christo (вот здесь начинаются сложности, как с прочтением, так и с запоминанием).

Есть любопытный пример из Венгрии. Вряд ли вы с первого раза прочитаете такую конструкцию — Csaba Lumnitzer. Я вот тоже до сих пор думаю, как же прочитать имя. А за этим именем скрывается tech-house продюсер Jay Lumen.

Еще одним достаточно популярным и лиричным способом является использование слов из других языков. Например, интересный дуэт под названием Signum (с латыни переводится как «Знак»). Согласитесь, что Signum запомнить проще, чем трудночитаемые настоящие имена голландских участников — Ron Hagen, Pascal Minnaard. Однако, следует заметить, что латынь используется в наше время довольно активно в медицине, в истории и архитектуре. Поэтому, поисковики на запрос Signum выдали музыкальный проект только лишь на 4-5 страницах.

Таким же примером является британский джангл и драм-н-бейс продюсер Gavin King, более известный как Aphrodite. В качестве никнейма — красивое звучное слово, которое артист выбрал неспроста: в 1988 году он держал клуб с таким же названием, и ник выбрал в его честь. Слово красивое, выбранное не зря, но есть одно «но»: поисковики на запрос выдают не Гэвина, не его клуб, а, понятное дело, греческую богиню красоты. Конечно, во времена его вклада в драм-н-бейс сцену не был так развит Интернет, и Gavin не мог знать, что его будут «гуглить» через 15-20 лет. Но мы все же обратим на это внимание, дальновидность при выборе псевдонима может пригодится.

Подытоживая, можно сформировать некоторые критичные моменты при выборе никнейма. Я считаю, что существует 4 основных «НЕ» -момента:

  • Не использовать простое (очевидное) словарное слово,
  • Не пользоваться специальными символами,
  • Не использовать кириллицу,
  • Не баловаться с заглавными буквами.

Поясню по порядку.

Не использовать простое словарное слово. Это значит, что простые слова (например, «лист») очень негативно скажутся на ваших поисковых позициях в Сети. Если вас будут на музыкальной арене звать «Лист», то поклонник будет в замешательстве, когда наберет ваш ник в поисковик. Ему выдаст кучу результатов из раздела ботаники. Ну а если приставить приставку “DJ”, то будет еще хуже, так как поисковик выдаст результаты существующего уже продюсера DJ List. Поэтому перед выбором никнейма – «прошерстите» выбранное слово на предмет поисковых позиций в Сети. Если поиск не выдал ничего конкретного – слово наполовину подходит. А наполовину потому, что мы еще не проверили слово на предмет «занятости». Сделать это можно в любом аудиостоке (Beatport, iTunes) или музыкальном каталоге http://muzoic.org или https://topdeejays.com, о которых более подробно будет написано в следующем разделе.

Не пользоваться специальными символами. Здесь имеется в виду, чтобы в никнейме не присутствовало небуквенных символов. Во-первых, Вы не сможете завести почтовых ящик с таким ником, а во-вторых – это хорошо смотрелось в чатах в конце 90-х. Сегодня это стало архаизмом со своими техническими нюансами. Например, ни Twitter, ни Facebook (ни, кстати, Beatport) не позволят завести страницу с названием «Un$h@kE”. В-третьих, поклонники будут вас искать в Сети, и они не смогут запомнить порядок таких символов. К тому же поисковики на значки “$” и” @” вообще странно реагируют или вовсе выдают ошибку. Ну и, наконец, простая истина: слова «Art Blake» даже смотрится в разы лучше, чем символьная конструкция «@RT_B1@kE». Какой смысл выдумывать, если промоутер все равно будет Вас называть «Арт Блэйк»? Есть ли смысл писать никнейм как-то по-другому?

            Не использовать кириллицу. Этой темы мы касались в самом начале. Обсудили и читаемость, и языковые барьеры, и наличие кириллицы в нидерландских треклистах с другой кодировкой.

Не баловаться с заглавными буквами. Здесь тоже пояснять нечего, все аналогично предыдущим пунктам. Добавить следует только то, что поисковики не реагируют на регистр символов. Знакомый всем Beatport, если кто не заметил, артистов показывает вообще только заглавными буквами.

Для примера, я приведу несколько неудачных никнеймов, которые идут в разрез сразу с несколькими пунктами.

«NOSTRVDVMUS» — Хочется прочитать Нострадамус… Но, нет. Тут и «капс-лок» и полный абсурд при попытке найти такого музыканта в Сети. И на закуску два варианта развития общения с букинг-менеджером и оба провальные:

Вариант 1.
— Але, это НОСТРВД. НОСТРАВДАМУС.НООВСТРВМУС.тьфу, бL*?тькакэточитатся)
— Лол, что?
— Ай, забей, я позвоню другому лучше.)

Вариант 2.
— Але, это НОСТРАДАМУС?
— Да, я.
— Ну и что? Будущее предсказываете?
— Что? Какое будущее?
— Ну вы же Нострадамус? Или я не так прочитал ваш ник?

В обоих случаях разговор пошел в ненужное, можно даже сказать, «стебное» русло. При таком раскладе менеджер быстрее позвонит Тиму Борщакову, с которым он сможет поговорить сразу о деле, наладив первичный контакт за секунду.

Еще один пример, «Шоу механика» – красиво звучит, интересное слово… Но совершенно не смотрится в музыкальных треклистах. Особенно у зарубежных ди-джеев.

«ᏦᎾᏢᎥm ᏒᎪᎠᎥᎾ» — красиво, готично. И уже при редактуре я столкнулся с проблемой, что даже «скопипастенные» символы не всегда превращаются в задуманный текст «копими радио» по причине специфического шрифта, который в большинстве случаев на компьютерах пользователей отсутствует. Если у вас сейчас видно «квадратики», значит у вас нет такого шрифта, на котором был создан этот никнейм. Но здесь я название «скопипастил», потому что я не имею стандартных путей набора символа «О» с чертой в центре, его нет в стандартной кирилличной или латинской раскладке. Это значит также и то, что такой символ считается непечатным и завести такой аккаунт на международных площадках не удастся. Кроме того, в СМИ также не смогут отпечатать такой символ привычными для них способами. Чуть ниже скриншот аккаунта с promodj.com.

promodjall1stat

Во всех полях словосочетание написано по-разному. И скорее всего по причине невозможности указания специальных символов в тех или иных полях. Например, поле «логин». В контактах уже написана Стандартная буква «О». А в описаниях тут же написано еще проще: Kopmi. Нет маленьких букв «I» и нет странного символа «О». На этом примере можно легко и просто понять: нет смысла использовать замысловатые символы, если в печатных описаниях и аккаунтах этот символ будет недопустим.

Будьте мудрее, хитрее и умнее при выборе сценического псевдонима!

Заканчивая главный раздел статьи, хочу привести несколько мнений касательно никнеймов разных ди-джеев и музыкантов с разным уровнем знаний, различными стилями, да и вообще с разным подходом к музыкальному делу. Так или иначе, каждый из них достиг определенных высот и заслуживает того, чтобы к его мнению прислушались.

Владимир Фонарев (Fonarev), легенда Российской электронной сцены:

Мы живем в современном и технологичном Мире. Нас окутали электронные сети интернета, поисковики и т.д. Можно, конечно, придумать новый сумасбродный творческий псевдоним. Но сейчас каждое имя — бренд. Сделайте так, чтобы вас легко было найти и познакомится с Вашим творчеством. У вас должно быть простое и понятное ID. Именно это ID нам присвоили наши родители) У каждого из нас есть свое имя и фамилия. Но если вы хотите чего-то особенного, то всегда есть возможность проявить свою креативность. За вами право выбора. Если не разобрались — прочитайте еще раз).

Михаил Федосов (M.Pravda), музыкант, DJ, основатель National Sound Records:

Меня ситуация не особо напрягает, каждый придумывает себе имя какое пожелает, это личное дело каждого. Но я хотел бы посоветовать, что наиболее оптимальный вариант сегодня – это просто использовать свое Имя и Фамилию.

Кирилл Холмов (Kirill Hopeless / Digital Mess), техно-продюсер, музыкальный критик, официальный рецензент портала PromoDJ:

Начнём с того, что нужно посмотреть правде в глаза, откинув шовинизм и прочие лжепатриотические настроения: музыка, которую публикуют и слушают пользователи promodj.com, возникла и развивалась на западе. Trance — в Голландии, техно — в США и Германии (попутно вырастая в обособленные ветки в доброй половине европейских стран, но речь не об этом), House — так же в США, трип-хоп — в Великобритании, различный IDM — в США, Великобритании и где-то ещё. Стоит ли перечислять полный список стилей электронной (и не только) музыки, чтобы обнаружить, что в нём не упоминается ни одна из стран СНГ? Я думаю, нет. Сочиняли эту музыку на заре её зарождения люди не со славянскими, и тем более не с тюркскими именами. Псевдонимы, которыми подписывались эти люди, были написаны латиницей, и в большинстве своём, являлись словами или словосочетаниями, заимствованными из английского языка. Поэтому, использование славянских имен (псевдонимов), пусть даже и набранных латиницей — культурный моветон и говорит о проблемах со вкусом у владельца такого сценического имени. Есть конечно исключения, но тут нужно смотреть в корень — абстрактное, хорошо звучащее славянское имя собственное, или какое-то существительное, набранное латиницей, как “Vakula”, например — хороший псевдоним. Ну а «Ivan Sidorov», «Тelega s Navozom» или, «Диджакей Глюк» — не тот случай. Если идти дальше, то проблемы со вкусом бывают в более развитых формах, и из псевдонима часто получается игра букв, игра слов, а то и вовсе — откровенный стёб (например, «Медведь Иван», внезапно пишущий жесткий заморский Drum’n’Bass), по которым можно сразу определить человека, не относящегося серьёзно к своей деятельности или увлечению, и плевать хотевшего на слушателей, а значит — полного «профана», которого должен сторониться любой здравомыслящий человек.

Павел Тарасов (Paul Seta), один из самых успешных deep-house продюсеров, музыкант, диджей, резидент Mole Music:

Я как-то мало обращаю внимание на никнеймы. Для меня важно то, как артист или музыкант преподносит свой материал слушателям. Вкладывает ли он душу в творчество? Вот что самое главное. А творческий псевдоним со временем можно поменять, если уж на то пошло… Но при этом, я иногда встречаю людей, у которых нет фантазии, один плагиат – передирают друг у друга не только никнеймы, но и стили, фишки музыкантов… Пожелать молодым и талантливым я могу лишь то, что важно писать красивую музыку, действительно интересные композиции! Вот это самое важное, а если «медведь на ухо наступил» и нет фантазии — то там уже ничего не поможет: ни творческие красивые псевдонимы, ни раскрутка, ни деньги… Ну а что касается уже создания творческого имени — то оно должно быть запоминающимся, действительно соответствующим и стилю, и внутреннему миру артиста!

Семен Гурей (Airborn), музыкант, один из самых востребованных ди-джеев Эстонии:

Сложно что-то сказать, так как я редко встречаю сомнительные никнеймы и названия проектов, несильно слежу за артистами. Как правило, я наблюдаю более-менее адекватные названия проектов, но еще я встречаю случаи, когда никнеймы очень похожи на известных артистов типа Арманд фон Байрон и т.д. В моём понимании, можно себя называть как угодно, главное — чтобы это было адекватно, не слишком длинно и не имело аморальных (религиозных или оскорбительных) контекстов.

Из самых удачных названий для артистов, я думаю, это именно Имя Фамилия на английском языке, особенно если оно недлинное и легко произносится; если это название проекта — то одного слова достаточно. «Заезженных» слов стоит избегать и обязательно проверять: нет ли кого-нибудь ещё с подобным никнеймом / проектом. Например, «DJ Vovan» наверняка будет уже занят. Хотя, сегодня довольно сложно найти свободное и неиспользованное название. Мне, например, повезло, потому что есть еще один «Airborn», который я нашел в Интернете, и это оказался действительно классный бэнд, который играет жесткий метал. Они существуют достаточно давно, но, несмотря на это, я и мой напарник решили оставить выбранное название без изменений, так как жанры совершенно разные (рок-металл и транс). Правда, есть ещё один транс-проект с похожим названием — это Airborne Angel, но это уже совсем другая история.

Даниил Хвостиков (Reverse Eternity), музыкант, критик, один из ведущих рецензентов портала PromoDJ:

Выбор никнейма — это довольно важное решение. И каждый творческий деятель столкнётся с этим. И по опыту можно сказать, что как ты себя назовёшь – такое и будет к тебе отношение. Например, если в блог ко мне кидают материал музыканты, чей ник звучит как «DJ Петя Пяточкин», то уже (даже не слушая трека или микса) складывается впечатление непрофессионализма. Но дальше ещё интереснее: когда вы начнёте работать с различными лейблами и вас начнут узнавать… Тут любая невинная шутка (например, никнейм, выбранный по-приколу) может весьма плачевно сказаться на тех же самых продажах ваших работ. И даже если вы пишете серьёзную музыку, не стоит удивляться тому, что на вас будут смотреть предвзято. Это касается также и банальных слов-никнеймов («DJ SuperDeep», или «DJ EverybodyDance»). Я считаю, что никнейм должен быть не особо броским и давать понимание вида деятельности, в которой вы работаете. Значит ли это то, что не стоит придумывать оригинальные ники? Вовсе нет, узнаваемость — это наоборот очень хорошо. Однако, забывать про какие-то социальные рамки тоже не следует.

Павел Виницкий (Paul Vinitsky), один из самых известных trance-продюсеров РФ, музыкант, диджей:

Мне кажется, кто как хочет — тот так называется, лишь бы читалось хорошо во всех странах и народностях и нравилось самому артисту. Потому что читать, например, ТЦХрамов или CHeburSCHenskiy всегда затруднительно. Имя должно нормально и удобоваримо читаться на всех языках. Это важно, если хочется играть не только в «Мухосранске» =).

Михаил Филимонов (Abstract Vision), один из наиболее успешных trance-продюсеров РФ, музыкант, ди-джей:

Из моих личных многолетних наблюдений, могу сделать вывод, что никнейм ди-джея зачастую отражает тот уровень его творческого развития, который у него имеется в определённый момент. Я не хочу никого критиковать или над кем-то стебаться, я и сам начинал экспериментировать с написанием музыки ещё подростком в конце 90-х и первый мой псевдоним звучал тоже довольно смешно. Но, на то они и любители… Когда же люди принимают решение серьёзно посвятить себя музыкальной карьере, набираются опыта и начинают мыслить профессионально в этом направлении, то, соответственно, к ним приходит и понимание правильного выбора псевдонима.

Александр Голышев (Aimoon), один из самых успешных trance-продюсеров РФ, музыкант, ди-джей, резидент Armada, Enhanced, Black Hole: 

Я считаю, что сегодня никнейм (Artist Name), помимо смыслового содержания, должен еще и звучать красиво с лингвистической точки зрения. Согласитесь, не самая лучшая идея выбрать себе такой ник, при произношении которого можно «язык сломать». Помимо этого, никнейму желательно и выигрышно выглядеть с дизайнерской точки зрения. Если, даже не зная перевода, вам внешне понравится слово – это хороший знак. И уж никак никнейм не должен вызывать отторжения у потенциального слушателя или ди-джея, или быть нецензурным, или откровенно глупым или просто банальным. Я советую избегать приписок в духе «DJ», «Project» и спецсимволов типа «@$#» (например: DJ В@ся, $uper BestMusic Project). 

Если в будущем вы рассчитываете получить поддержку от топовых диджеев или издавать свою музыку на ведущих лейблах, то, помимо качественного материала, никнейм у вас должен быть соответствующий. Объясню: в начале своего творческого пути (году так в 2003) я выбрал себе никнейм Sasha LSD. Логический ряд был такой: LSD = кислота = легендарный кислотный синтезатор Roland tb303. Но вы сами понимаете, что людей привлекала именно аббревиатура LSD, причем как раз в «том самом» смысле. И на первых порах это сработало: безусловно, я привлек внимание к своей музыке. Но, в дальнейшем я столкнулся с тем, что далеко не все лейблы и ди-джеи были готовы поддержать артиста с таким никнеймом по понятным идеологическим всем причинам

Тигран Оганезов (Tigran Oganezov), саунд продюсер, диджей, основатель фестиваля Ultrasonic; «прорыв 2009 года» (Judge Jules, DJ MAG):

В 90-ых, талантливые и продуктивные саунд-продюсеры имели по 20-30 псевдонимов, под которыми писали разнообразную музыку для различных лейблов и сотен компиляций! Во многом успешность артиста зависит от комплекса мероприятий, направленных на продвижение музыки, развитие таланта и так далее. Имя или псевдоним — не столь важно, но и не стоит забывать, что если вас угораздило назвать себя «apple» или «house», то поисковики первым делом найдут вместо вас «яблоко» и «дом», и уже потом, возможно, и Ваше присутствие в этом мире… И фокусируйте свою энергию на музыке, а не на выборе того, что может и вовсе не пригодиться.

Максим Кудряков (Azima), саунд-продюсер, диджей, основатель Melancholy Lifted и один из рецензентов портала PROMODJ:

Многие считают, что выбор музыкального псевдонима — настолько незначительная процедура, что отбрасывают ее в сторону и только спустя несколько лет осознают свою ошибку. С одной стороны, это – правда: лучше сосредоточится на музыкальной составляющей, но не стоит забывать, что «как корабль назовешь — так он и поплывет»! Знаю очень много продюсеров, как зарубежных, так и моих соотечественников, которые берут себе псевдонимы уже успешных артистов и слегка их меняют. Это, на самом деле, не очень хорошая тенденция. Так же знаю одного европейского артиста с алиасом Pizz@dox, который был очень удивлен, как реагируют на его ник в русскоговорящих странах. Таких примеров — уйма, поэтому лучше подходить со всей серьезностью к этому делу.

Виктор Шаповалов (Victor Special), музыкант, ветеран ди-джеинга в Украине, ведущий Radio One, резидент TranceFM:

Я считаю, что сегодня никнейм — это в какой-то мере пережиток прошлого, когда ди-джеинг только зарождался и приходил на территорию СССР. Было модно называть себя броскими английскими именами, тем самым показывая свою крутость и принадлежность к тогда ещё малочисленной касте ди-джеев. Теперь же картина кардинально поменялась. Масса успешных музыкантов называют себя своим настоящим именем и именно это придает им их индивидуальность. Исключения, конечно, составляют варианты, в которых есть неблагозвучные или слишком длинные имена или фамилии. На мой взгляд, лучший вариант для сегодняшнего среднестатистического ди-джея — это настоящее имя и уже потом какой-нибудь «нейм», несущий смысловой посыл. Но, понятное дело, что не «Vasiliy Trance», «Andrej Superbass» или «Sergei Megarespect» — звучит это смешно и глупо, как минимум, и подсознательно настраивает слушателя на вашу несерьёзность. Иногда непонятно совершенно: зачем звать себя каким-то голландским именем, используя приставку Van? Это чисто национальная особенность жителей Нидерландов. Тоже самое, как добавление «О’» (О c апострофом) перед фамилией (ником) – это национальная особенность ирландцев. Если вы не голландец и не ирландец, то это звучит неестественно. Не стоит называться и английскими именами… Если вас зовут Иван, то имя «Джон» вам никак не подойдёт. Если уж так хочется — добавьте к имени какой-то броский ник, который созвучен с вашей фамилией или прозвищем.

Какой Никнейм выбрать и как назваться – это, конечно, личное дело каждого, но подойти к этому нужно с полной серьёзностью и пониманием того, что на несколько лет это станет вашим вторым, если не основным именем. Есть масса вариантов, и всё зависит от фантазии и вашего понимания всей серьезности дела. Помните, что ваш ник должен отражать вашу сущность, потому что имя – это, так или иначе, кусочек души. А душе должно быть комфортно. Мне встречались люди с реально дебильными никами, да ещё и с приставкой DJ. Не буду озвучивать, чтобы не обидеть, но долго не прожили ни их ники, ни их творчество.

По поводу моего никнейма – я его ношу уже 30 лет. Мне его дали поляки в далёком 85-ом. Оно приклеилось намертво и что-либо менять уже поздновато. Огромное количество людей называют меня именно «Special» и я даже уже не знаю какое имя мне ближе: мое настоящее или полученный ник столько лет назад.

 

Антон Щурок (PRIMESHOK), EDM-продюсер, музыкант, автор и ведущий радиошоу Muz-Podcast, основатель журнала и лейбла MUZ-FLAME:

Я не буду много говорить и рассуждать о благозвучности, смысловой нагрузке и энергетике, которую несёт в себе любой творческий псевдоним и любое слово в целом. Если артист, к примеру, выбирает себе имя «Dj Diareya», он ему нравится, и он сам не понимает почему так делать нельзя, то и нет смысла углубляться в теорию и пытаться ему что-то объяснить. Ведь очевидно, что имя отражает твой внутренний мир, стиль, отношение к слушателям, в конце концов. Безусловно, выше написанное не относится к имени полученном при рождении, это уже совсем другая история… Напоследок дам маленький совет: ребята, называйте себя как хотите, но потратьте пару часов времени на анализ и мониторинг интернета на предмет выбранного вами слова… Потому как, сотни одинаковых никнеймов — это, мягко говоря, нехорошо и неиндивидуально. Будьте интересными, яркими, креативными! Не забывайте о смысле, адекватности и приличии во всех своих делах! И помните, эксклюзивность ещё никто не отменял! 

Родион Прохорчик, Артур Хайруллин (Artra & Holland), один из самых успешных транс-проектов, резиденты Redux Recordings

На наш взгляд, выбор псевдонима — это право самого артиста, но человек должен подойти к этому делу серьезно. Не зря говорят: «Встречают человека по одежке…» Сейчас пошла очень хорошая тенденция — музыканты просто используют свою фамилию и имя, но здесь есть и свои минусы. Например, для нашей большой страны это не всегда хороший вариант, потому что у нас много людей с фамилией Попов, Иванов, Петров, а с таким количеством популярных фамилий сразу теряется индивидуальность. Есть еще одна сложность: есть фамилии очень сложные в произношении, которые тяжело воспринимаются на слух, и, как следствие, трудно запоминаются среди слушателей. Как итог — псевдоним должен быть выбран с умом, чтобы он был произносим, быть простым и понятным для произношения, и самое главное — уникальным.

 Вячеслав Ромашкин (Elite Electronic), один из самых успешных trance-продюсеров РФ, музыкант, диджей:

Я считаю, что в наше время, недостаточно иметь никнейм или псевдоним, раскрывающий только лишь ваше имя и фамилию. Если вы хотите заняться этим профессионально — необходимо быть узнаваемым с первого раза. Короткое, хорошо запоминающееся и интересное слово (или сочетание слов) – есть ключ к определённому успеху, особенно при наличии качественного музыкального материала. Так же, я против труднопроизносимых, пусть даже и редких, никнеймов.

 Филипп Лозовский (Tesla), успешный техно-продюсер, резидент Toolroom, Deeperfect, 1605 Music Therapy:

На самом деле в выборе успешного сценического псевдонима сконцентрировано 40% успеха. Большинство артистов СНГ сегодня используют в своем псевдониме свои настоящие имя и фамилию. Я же выступаю противником этого и руководствуюсь исключительно краткостью и запоминаемостью сценического имени.

Александр Глазычев (Sasha Orbeat), известный музыкант и ди-джей. Автор радиошоу Sweet Housе на Pure Fm и Megapolis Fm:

Я считаю, что сценический псевдоним должен нести некий информационно-эмоциональный заряд, располагая и настраивая целевую аудиторию на ту волну, которая характерна этому артисту. Вот, к примеру, коллектив Crazy Penis (теперь уже просто Crazy P) – сразу понятно, что люди повзрослели и несут в своем творчестве бОльшую загадочность, чем прямые и провокационные намеки былых лет, окрашенные гормональными всплесками и иными фрейдовскими мотивами. Будь они все теми же «пенисами», РПЦ и другие ведомства различных стран встали бы на пути гастрольных туров.

Анатолий Ларин (Anatoly LARINHOUSE), звукорежиссер, владелец лейбла LARINHOUSE Records:

Проблема выбора сценического псевдонима была всегда. И здесь нужно отметить несколько важных моментов: оригинальность, и звучность. Имя, которое выбирает для себя музыкант должно быть лично его! Слава богу, в век интернета — это не проблема, но вот с идеями у многих музыкантов возникают проблемы. Нужно помнить, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому, я считаю, что сценическое имя — должно быть запоминающимся, ярким и бросаться в глаза.

Damian Wasse, всемирно известный саунд-продюсер, диджей:

Твой музыкальный псевдоним — это ТЫ, он должен полностью отображать тебя, твой музыкальный стиль и даже твой характер. Это самый главный вопрос на старте твоей карьеры, никнейм должен быть звучащим и узнаваемым. От псевдонима зависит очень многое, можно сказать все: от приема трека на лейбл до букинга в клубы. Имя должно оставаться у людей в голове, оно должно быть запоминающееся и обязательно на английском языке, если конечно ты хочешь развиваться не только в России.

 Евгений Бардюжа (Evgeny Bardyuzha), всемирно известный музыкант, ди-джей:

Я заметил, что в разных стилях электронной музыки есть свои нюансы в создании творческого алиаса. Например, в жанрах Techno, Trance и House очень распространены имена-фамилии. В Drumnbass и Psytrance же их никогда не бывает (максимум – это хитрые псевдонимы).

Что касается меня, то я вначале переживал, что меня часто «коверкают» и неправильно произносят фамилию, но на тот момент менять алиас было уже поздновато. А потом я подумал: «Ну и что? Вот Армин ван буурен…или ван бьорен…или ван бюрен… Как правильно произносить его имя по-русски одному Богу известно (Пола ван Дайка в свое время тоже у нас «коверкали»: и «Ван Дюк», и «ван Дык»). А ведь есть еще целый ряд странных голландских имен, которые вообще прочитать невозможно. Но, всем этим людям имя не помешало сделать крутую карьеру, потому что они ее начали у себя в стране!

Соответственно: алиас может быть именем и фамилией, если: 1) это нормально пишется-читается (и лучше одинаково как по-английски, так и по-русски); 2) сочетание имя-фамилия является достаточно редким (к примеру, одних Евгениев Смирновых в отечественном трансе несколько); 3) Если ты пишешь Drum’n’bass или Psy-trance (или еще что-то узко-нишевое) – то лучше все же использовать псевдоним и придумать «название проекта». Этот вариант выгоден еще и в тех случаях, если проект «не покатит» в одном стиле, то можно придумать другое название и заняться чем-то другим. А вот если же «не покатил» вариант под именем и фамилией, то следующий проект придется создавать уже с новым именем – ником или названием. В свою очередь, может возникнуть тупиковая ситуация, когда вам все же придется «раскрыть карты» своей биографии: поклонникам рано или поздно все равно захочется узнать настоящее имя своего кумира, а оно может оказаться знакомым и «достать из шкафа старых скелетов». Обычно, наоборот делают: проект «имя-фамилия» у продюсера всегда основной, а дочерние и пробные проекты уже имеют свои отдельные вымышленные названия.

Как видим, мнения как разнятся, так и совпадают. Отношение к никнеймам у кого-то нейтральное, у кого-то ярко выраженное. Однако, в то же время все мнения имеет общую тенденцию.

Давайте подытожим, и сделаем выводы со всего прочитанного:

  • У Вас должно быть простое и понятное ID. Сделайте так, чтобы Вас легко было найти и познакомится с Вашим творчеством.
  • Псевдоним должен быть выбран с умом, быть простым и понятным для произношения на всех языках. Никнейм должен легко запоминаться и соответствовать стилю и внутреннему миру артиста.
  • По мнение большего числа опрошенных, оптимальным вариантом является использование своего настоящего имени и фамилии, но при этом быть недлинным и легко произносится и читаться на всех языках. От идеи следует отказаться, если ваше имя плохо читается или произносится, так как это не будет способствовать запоминанию вас и вашего творчества.
  • Использование имен и псевдонимов славянского происхождения, даже набранных латиницей — культурный моветон.
  • Стоит избегать «заезженных» псевдонимов и обыденных бытовых слов. Ровно также и не следует использовать специальные нечитаемые символы в никах.
  • Следует «пробежаться» по поисковикам и проверять выбранное слово на предмет использования другими музыкантами (артистами, коллективами).
  • Помнить, что «как корабль назовешь — так он и поплывет»!
  • Поэкспериментируйте с именем и фамилией. Возможно, в Вашем «ФИО» кроется уникальная и интересная анаграмма – Ваш будущий никнейм.
  • Избегайте моветонов (DJ, CJ, Project) и банальных словарных слов.
  • Потратьте время на поиски в Сети выбранного Вами слова.
  • Следуйте правилам «4-х НЕ»:
    • Не использовать простое (очевидное) словарное слово;
    • Не пользоваться специальными символами;
    • Не использовать кириллицу;
    • Не экспериментируйте с заглавными буквами.

Пожалуй, это все, что я хотел осветить по поводу никнеймов. В следующей части рассмотрим несколько другую информация о преподнесении и продвижении себя.

Напоследок, немного старого юмора по теме.

promodjall2stat

С уважением,
Sledger
(Дмитрий Некрасов).

Музыкант, мастеринг-инженер с 14-летним стажем, основатель Situate Audio Label Group, Менеджер лейблов Wait Audio, Tray More Records. Бронзовый и серебряный призер соревнований по мастерингу «Энергия звука 2013», лауреат и призер конкурса по сведению «Энергия звука 2014». Основатель сервиса онлайн мастеринга Sledger Music, звукоинженер группы лейблов Betrieb [Germany]…
Автор
и музыкант проектов Pinedebt [minimal house / minimal techno], Sledger [Deep house / Deep Techno / Dark Progressive].
Автор цикла статей «Гид для начинающих».

 Контакты:

e-mail (general): sledgermusic@gmail.com
Soundcloud link: https://soundcloud.com/sledgermusic

VK group: https://vk.com/sledgermusic
Facebook profile: https://www.facebook.com/airst8boss

PromoDJ profile: https://promodj.com/airst8boss
Twitter profile: https://twitter.com/Sledgermusic
VK: https://vk.com/sledger

 Выражаю огромную благодарность

всем опрошенным артистам и коллегам: Михаилу Федосову (M.Pravda), Владимиру Фонареву (Fonarev), Александру Голышеву (Aimoon), Михаилу Филимонову  (Abstract Vision), Павлу Виницкому (Paul Vinitsky), Кириллу Холмову (Kirill Hopeless / Digital Mess), Павлу Тарасову (Paul Seta), Семену Гурей (Airborn), Даниилу Хвостикову (Reverse Eternity), Тиграну Оганезову (Tigran Oganezov), Максиму Кудрякову (Azima), Виктору Шаповалову (Victor Special), Антону Щурку (PRIMESHOK), Родиону Прохорчику и Артуру Хайруллину (Artra & Holland), Вячеславу Ромашкину (Elite Electronic), Филиппу Лозовскому (Tesla), Александру Глазычеву (Sasha Orbeat), Евгению Бардюже (Evgeny Bardyuzha).

Отдельное спасибо интернет-порталу MUZ-FLAME и лично главному редактору Антону Щурку.

 Использованные источники:
https://ru.wikipedia.org/
https://www.residentadvisor.net/
http://www.djmag.com/
http://promodj.com/
http://pikabu.ru/

sledgerpluslogo1