Арт Директор, кто это ?

арт директорДумать — самая сложная из работ. 

Именно поэтому так мало людей ее делают. 
Форд Генри

Писать о том, кто, чем занимается, что входит в компетентность рекламщика, астронавта, сантехника или штатного журналиста можно больше, чем много. А можно не спорить. Но не следует спорить о том, чем занимается арт-директор. Не следует по причине, в основе которой лежит единственно верная истина: работа любого арт-директора, будь то арт-директор рекламного агентства, ночного клуба, целого развлекательного комплекса или миленького уютного ресторанчика не оспаривается потому, что она не выполняется по шаблону.

Арт-дирекшн: что это? 

В мире все циклично. Поэтому все повторяется. К примеру, через примерно равные временные отрезки появляются на рынке труда профессии, которые являются очень непонятными для огромного количества людей, но поскольку эта профессия является «чем-то модным», то она нужна. 10-15 лет назад это был пиарщик. Хотя на западе эта профессия давно не в ходу, у нас она еще не до конца понятна людям. Теперь появился арт-директор. Сразу опровергнем мнение, что нет таких профессий. Элементарно появилась форма двух важнейших составляющих бизнеса: «PR-специалист и арт-директор». Говоря о том, кто такой арт-директор, лучше сказать о том, что такое арт-дирекшн.
Арт-дирекшн – это направление визуально — креативного ведения бизнеса для клиента, выполняемое определенным специалистом – арт-директором. При этом следует уточнить, что арт-директор, не смотря на присутствие в определении слова «директор», как правило, «является свободным игроком». Арт-директор, в особенности, если говорится о заведении, является своеобразным человеком-аркестром и дирижером одновременно.
Рынок меняется столь стремительно, что очень многие игроки, не успевают адаптироваться к новым условиям и «сгорают». Или адаптируются. Сегодня подавляющая часть российского бизнес-рынка поделена и насыщена. Количество заведений уже подходит к «удовлетворительному», а потому рынок начинает работать по-новому закону: не на количество посетителей, а на качество проведенного посетителем времени в ресторане с точки зрения самого посетителя.
Арт-директор: кто это? 

Арт-директор может выполнять и чаще всего выполняет в ресторанном бизнесе административные функции: арт-директор организовывает работу заведения. Начиная с того, как будет стоять диван и заканчивая подбором персонала и составлением репертуара. Он организовывает вечеринки, общается с клиентами, продвигает бренд заведения, работает с прессой, рекламными и букинговыми агентствами, словом, делает все возможное и невозможное для того, чтобы приходили клиенты и опустошали свои кошельки. Это — примерные функциональные обязанности арт –директора.
Работа арт-директора может считаться проявлением искусства, а может строго ремесленным делом для роста прибыли работодателя.
Но все эксперты сходятся в одном: главное в арт-дирекшене идея.
Это профессия, в которой за многое отвечаешь, но далеко не на все можешь повлиять. Компромиссы зачастую губительны как для самой рекламы, так и для арт-директора.
Определенно, это профессия для человека с крепкими нервами и бесконечной выдержкой. Но здесь таится противоречие: с увеличением опыта количество нервных клеток стремится к нулю, особенно, когда это касается работы с клиентами.
Сегодня арт–директор в заведении – мультипрофессионал. Особенно сейчас, в забавные, но непростые времена, когда границы функций и компетенций размываются десятибальными штормами бизнес-импровизаций. Канули в глубокую Лету времена дикого бизнеса. Потихоньку в тех же пучинах скрываются времена жестко разграниченных полномочий. Арт-директор – это человек, который должен уметь не очень многое, а просто все. Он должен обладать такими знаниями и опытом, которых хватит для решения или предупреждения различного рода ситуаций:
1. Маркетологом (на интуитивно-опытном уровне).
2. Психологом (на бытовом уровне).
3. Дизайнером (не художником это определение надобно выбросить и забыть).
4. Клоуном (на полупрофессиональном уровне).
5. Не дураком (желательно, но труднодостижимо).
6. Образованным (не в профессионльной, а в общекультурной области, но это уже и вовсе утопичное требование).

Материализация мысли
Арт-директор заведения создает бренд. Бренд, который увидят люди (потенциальные посетители) и именно от того, какую идею воплотит арт-директор, зависит количество посетителей ресторана и его успех/неуспех.
Говоря о деятельности арт-директора в заведении, следует уточнить, что во многом эта работа мало отличается от, например, работы PR-специалиста или рекламщика в рекламном агенстве.

Первоисточник: разум
Арт-директор думает. Он находит идею, формирует ее, обдумывает и либо отбрасывает, либо воплощает. Воплощение мысли, хорошей идеи – путь к успеху заведения, а, соответственно, к обогащению. Главное рациональное зерно работы арт-директора в продвижении заведения – мысль. Арт-директор – это мыслитель, думатель. Именно от того, что он придумает, какой слоган, какой лозунг очередной программы, название акции в заведении, текст брошюры, буклета, и зависит во многом впечатление от заведения, создаваемое в сознании посетителей. Арт-директор обдумывает внешний вид заведения, попросту говоря, занимается интерьером, продумывает дизайн буклетов, текст предложений, рекламные тексты, одежду персонала…. Словом, он думает о том, что посетитель увидит в результате. Такая работа требует не только и не столько креативного мышления, сколько креативного мышления в связке с опытом, быстротой реакции и умения принимать нестандартные решения. Другими словами, говоря о рекламе, арт–директор придумывает то, что впоследствии увидит потребитель.
Шаг второй: общение
Арт-директор разработал продукт, который нужно донести в массы. Теперь все теоретически очень просто, практически – очень тяжело. У арт-директора есть рекламный продукт (информация о заведении), который нужно транслировать с помощью наиболее подходящего канала коммуникации. И вот здесь начинается уже работа с внешней средой. Арт-директор должен включить все свое мастерство продажника, чтобы как можно дешевле поставить нужный материал в прессе, радио, ТВ или наружной рекламе на как можно более длительный срок. Здесь все зависит от связей, умения специалиста общаться с людьми, а также от удачи.
Шаг третий: PR
Арт-директор в заведении, в основном, птица свободная. Конечно, все зависит от формата заведения, от корпоративной культуры этого заведения и от личности арт-директора. Именно поэтому в элитных заведениях личность арт-директора, как правило, личность очень и очень многогранная. Это часто может быть композитор, музыкант, художник, писатель. По этой причине думающий и профессиональный арт-директор будет задумываться о том, как с помощью заведения раскрутить и свое имя. А для этого наилучшим методом является работа с прессой. Вот здесь мы и подходим к высшему пилотажу арт-дирекшена в заведении: PR.
Работа с прессой – это информация о своем заведении, о методах работы своего заведения. Моделей много, но цель одна: сделать так, чтобы бренд был узнаваемым, имя арт – директора – на слуху, а его мысли – в пространстве. (Принципиальное отличие от рекламы: в рекламе никого ничьи мысли не интересуют).
Шаг четвертый: министр иностранных дел.
Арт-директор – лицо заведения. Он должен думать о том, чтобы всем было комфортно и хорошо, он думает о том, чтобы гости пришли сюда еще раз, он думает обо всем, потому, что в круг его обязанностей входит очень важный пункт – общение с клиентами.
Профессиональный арт-директор не просто должен, он обязан знать в лицо каждого постоянного посетителя, а еще лучше – знать его по имени.
Арт-директор – это тот человек, который располагает к посещению гостем данного заведения снова и снова.
Шаг пятый: музыкальный
Существуют рекламные, PR-, рекрутинговые, информационные, маркетинговые, аналитические, туристические агентства. А еще есть букинговые агентства. Они занимаются предоставлением DJ-ев, MC и других артистов клубам, ресторанам, развлекательным комплексам. Работа с такими агентствами входит в компетенцию арт-директора. Он должен уметь договориться либо с представителем агентства, либо с артистом напрямую о его выступлениях в заведении, о программе этих выступлений и о гонораре артиста. Вот как раз в гонораре и таится главное позитивное качество арт-директора: чем более выгодной сделка будет для заведения, тем более хорошо проделал свою работу арт – директор.
Генри Форд первый правильно выразился. Человек, достигающий материальных высот, может позволить себе выражаться категорично. Арт – директор – это человек, который не имеет права перестать думать. Иначе остановится важнейшая деталь в механизме под названием «Ресторан».

Автор статьиОлег Сильвестров
источник