PRIMESHOK дал 10 советов начинающим звукорежиссерам

10 советов
Музыкант
, ди-джей, а так же практикующий звукорежиссёр, известный под творческим псевдонимом PRIMESHOK, поделился советами, которые будут актуальны и наиболее полезны для начинающих, и помогут облегчить нелегкий труд звукорежиссёра!

1.Мониторинг, контроль.

Кроме профессиональных навыков в работе со звуком, очень важную роль играет система контроля, поэтому, естественно старайтесь использовать качественный мониторинг. Качественный — не всегда значит дорогой, в наше время на рынке много хорошего бюджетного оборудования, которое прекрасно справляется  со своей задачей, не стоит вестись на различные маркетинговые ходы рекламщиков той или иной компании.
Во время записи сессии или сведения, редактировании аудио дорожек, звукорежиссёр должен иметь возможность постоянно контролировать звуковой сигнал, без студийных мониторов процент сделать хорошее сведение сводится к нулю, если конечно вы не великий Дэйв Пенсадо! Но одними мониторами нам не обойтись, многие профессионалы  рекомендуют иметь множество различных источников воспроизведения звука, таким образом, чем больше вы слушаете и анализируете аудио материал на различных аудио системах (студийные мониторы, мультимедийная домашняя акустика, муз. центр, hi-fi системы, моторные наушники, обычные наушники, телевизор, телефон и т.д.),
тем больше шансов того, что конечный результат получиться качественным, и будет звучать везде на хорошем уровне! Так же помните, что комната, в которой вы работаете и её акустические свойства, гораздо важнее мониторов.

2. Чистка, редактирование.

Проверяйте весь трек, слушайте его, обращайте внимание на тишину между фразами.
При этом не ленитесь приближать звуковую волну в своём аудио редакторе — это даст  гораздо больше контроля, ну и конечно, так проще редактировать отдельные части трека,
особенно в вокальных партиях, там всегда бывают лишние шумы, тихое дыхание, сопение и лишний шелест. Удаление и чистка всех «соплей» в звуковой дорожке улучшит качество, особенно это полезно при динамической обработке сигнала, к примеру, компрессором, так как лишнее уже удаленно и компрессор вытянет только полезный сигнал.

3. Наушники.

Многие ребята, из-за не имения должной системы контроля звука, или что бы не мешать своим домочадцам, работают преимущественно в наушниках. Это далеко не лучший вариант.
Принцип работы наушников отличается от работы мониторов,  наши уши и головной мозг совсем по разному воспринимают звук исходящий из этих источников, как минимум в наушниках вы не сможете сделать хорошее, правильное панорамирование, и работать со стерео картиной и частотным спектром в целом, не говоря про другие подножки и проблемы встречающееся при сведении аудио материала в наушниках.
Не будем углубляться в биологию, анатомию и психоакустику, а просто примите это как совет: совмещайте наушники и мониторы, т.к. в мониторах лучше слышен общий звук, а в наушниках — детали.

4. Работайте на разной громкости.

Ваша работа должна звучать везде хорошо, и конечно же она не имеет право разваливаться на большой громкости, (открытая площадка, концертный зал, клуб, театр, кино, и т.д.) Поэтому не забывайте, что работать со звуком нужно на разной громкости, что бы понять, как трек будет себя вести в разных условиях, поэтому слушайте, анализируйте, корректируйте, что бы в итоге привести аудио материал к общему знаменателю, ваше звучание должно быть цельным и однородным. Ну и, конечно же, работа на разном уровне громкости очень хорошо препятствует «замыливанию» слуха.

5. Эффекты.

Пробуйте разные настройки параметров, работайте с расположением эффектов в цепи,
вам никто не запрещает использовать нестандартные методы и приёмы, проявляйте творчество, экспериментируйте с эффектами, используйте экстремальные настройки тех или иных приборов, делайте всё для того, чтобы добиться поставленной задачи.
В конце концов каждое действие это практика, опыт и пополнение багажа знаний,
не зависимо от того станет ли общий результат лучше или хуже.
Но не забывайте, что «Всё гениальное — просто«! И что многое уже придумали до нас, иногда не стоит изобретать велосипед, если результат очевиден.
Поэтому не стоит перегружать трек эффектами. Выбирайте то, что лучше всего звучит именно с вашим материалом, но самое главное при обработке звукового сигнала различными эффектами, приборами и VST плагинами — это абсолютно досконально знать и понимать, что делает и на что влияет выбранный вами эффект. Так же, очень важный совет в этом пункте, больше доверяйте своим ушам, чем индикаторам разных устройств.

6. Mono

Простой и действенный способ, как улучшить звучание вашего финального микса, это прослушивание трека в Моно. Конечно же, вопрос о моно совместимости на сегодняшний день уже почти не актуален, но всё же нужно стремиться к тому, что бы ваш трек звучал хорошо и в моно. Прослушивание в Mono полезно не только для того, что бы улучшить качество записи, но этот приём может пригодится и в других ситуациях, к примеру, когда вы работаете в новой не знакомой для вас студии, так же режим моно может помочь вам найти проблемы в АЧХ, так же не стоит забывать о многополосном сведении, один из составляющих факторов «глубины» звучания трека, находится именно в моно сигнале.

7. Горячие клавиши

Горячие клавиши во многих программах, не только аудио, придуманы именно для того, что бы ускорить процесс работы и экономить ваше время, которого всегда мало, поэтому неплохо было бы выучить сочетание клавиш вашего секвенсора, аудио редактора,
и активно пользоваться ими. Естественно, сразу эти действия будут непривычны, и скорее в начале вы будете тратить даже больше времени, чем раньше, но поверьте это не надолго, вскоре это значительно ускорит вашу работу, а появившееся время вы сможете тратить с большим толком.

8. Дайте себе отдохнуть.

Обязательно делайте перерывы в своей работе, это отличная профилактика серьёзных заболеваний связанных с сидячей работой.
Не забывайте про своё здоровье, оно важнее хорошо звучащего трека, делайте разминку для глаз, так же уделяйте внимание мышцам спины и шейного отдела. Ну и конечно же как дайте отдохнуть нашему главному инструменту — ушам! Слуховой аппарат человека быстро устаёт от прослушиваемого материала, как говорится «ухо замылилось«.
После длительной работы мы привыкаем к звучанию. И если оно плохое и всё сделано не правильно, в итоге осознать это станет всё сложней, поэтому обязательно делайте паузы в работе, не брезгуйте посидеть в полной тишине, прогуляйтесь по свежему воздуху, в конце концов, если позволяет время, то отложите свой проект на длительный срок, забудьте о нём на неделю, а потом снова погрузитесь в работу, во первых, за это время у вас появятся новые идеи, а так же вы найдёте свои ошибки и поймёте, как всё должно быть, что в итоге только улучшить качество вашего микса!

9. Учитесь всегда.

Качественное сведение и работа со звуком в целом, напрямую связанна только с вашими знаниями, поэтому всегда учитесь, практикуйтесь, экспериментируйте, ищите новые знания, тем более что в наше время с лёгкостью можно найти что-то новое и полезное для себя.
Слушайте разную музыку, чужие работы других звукорежиссёров, общайтесь с ними, анализируйте и сравнивайте, прислушивайтесь к мнению более опытных коллег!
Но помните, что все люди слышат по-разному, это касается любой музыки в целом, поэтому преимущественно доверяйте себя и своим ушам, но всегда обращайте внимание на мнение со стороны, в том числе от простых слушателей, не связанных со звукорежиссурой.

10. Не сдаваться! Идеал и альтернатива.

Музыкальная индустрия каждый день поднимает свои стандарты, и стремление к лучшему, это похвально и достойно уважения, но человек и наш мир далёк от совершенства, следовательно, достичь идеала в данной области практически невозможно. Помните, что наш слуховой аппарат тоже не идеален, у каждого своё восприятие, так же как и любая аудио система имеет свои недостатки, как и комната, условия, где слушается музыка.
Все творческие люди, часто опускают руки и унывают когда не видят желаемый результат или не получают хорошего отзыва. Все сталкиваются с проблемами, неудачами и трудностями, к сожалению без этого никак.
Старайтесь не тратить время на размышления типа: «за что мне это…«, «почему никогда не везёт…«, направляйте свои силы на обучение, на саморазвитие, тратьте всё время на практику, сводите, сводите и ещё раз сводите,  «только так становятся чемпионами«.
Если возникла сложная ситуация, не зацикливайтесь на одном методе решения, ищите обходные пути. За частую лучше найти альтернативный вариант,
чем биться в закрытую дверь.